envelope search white heart share comment
Статьи, заметки, публикации

Танцевальное искусство Китая. Стилистические особенности танцев эпохи Тан

Все танцы танской эпохи, независимо от места их исполнения, происхождения и принадлежности к той или мной категории придворного репертуара, традиционно подразделяются на две масштабные группы: «плавные танцы» («жуань у») и «энергичные танцы» («цзянь у»). Танцы, относившиеся к стилю «цзянь у», характеризовались быстротой движений, диктуемых резким и быстрым музыкальным ритмом. Большинство из них имели центральноазиатское происхождение. Наиболее показательными образцами данной стилистической группы служат «Ху сюань у» («Танец варварского вихря»), «Ху тэн у» («Танец скачущего варвара»), «Чжэ чжи у» («Танец ветви дерева-чжэ») и «Цзяньци у» («Танец с мечом»). «Танец варварского вихря» пришел на территорию Китая во время правления Южных и Северных династий из центрально-азиатских стран, а во время правления династия Тан он стал очень популярным. Танец исполнялся на маленьком ковре девушкой, облаченной в наряд из очень тонкой ткани, с длинной накидкой на плечах. Костюм дополняли многочисленные яркие шейные и ручные украшения. Основу танца составляли движения рук, настолько изящные и плавные, что создавали впечатление парящих в воздухе снежинок. В то же время танцовщица выполняла много поворотов и вращений, что позволяло зрителям находиться в постоянном напряжении и волнении. Известно, что этот танец пользовался большой популярностью как среди простых горожан, так и при дворе. Императору Сюань-цзуну настолько полюбился танец, что он приказал обучить ему наложниц и придворных дам. Прекрасной исполнительницей «Танца варварского вихря» была возлюбленная императора — Янгуйфэй. Этот исторический эпизод фиксирует далеко не единственный случай распространения популярного танцевального искусства в придворной среде.

«Танец скачущего варвара» — мужской танец, который исходно пополняли чужеземные (из «западного края») танцоры в экзотических костюмах. Костюмы состояли из длинного и широкого халата, туго стянутого на талии лентой, которую украшали вышитыми изображениями виноградной лозы. На голову надевали шапки конусовидной формы, отделанные многочисленными украшениями, на ноги — полусапожки из мягкой кожи или ткани. Танец тоже исполняли на ковре; исполнители выполняли много поворотов и резких движений, в т. ч. приседали на корточки и выстукивали ритм каблуками. Часто танцоры брали в руки бокал, наполненный вином, пили из него во время танца, и как только бокал пустел, его демонстративно бросали на пол так, чтобы он разбивался, следуя ритму музыки. Во время всего танца тело исполнителя должно было быть слегка отклонено назад, руки чаще всего держали на талии. Изображения танцоров в подобной позе присутствуют среди стенописей пещерного монастыря Могао (Дуньхуана), и, по мнению большинства китайских специалистов, в этих произведениях запечатлен именно «Танец скачущего варвара».

«Танец ветви дерева-чжэ» происходил от народных танцев Центральной Азии. «Чжэ» обозначается сорт дерева — кудрании. Описание этого танца содержится в стихотворениях ряда поэтов второй половины эпохи Тан. Танец исполняли девушки хрупкого телосложения, одетые в тонкие одежды с вышитыми цветами. Рукава от костюма были длинными, при этом они достаточно плотно обтягивали всю руку, а головы девушек украшали шапки, сделанные из жемчуга. Иногда для большей красоты в головные уборы вшивались маленькие колокольчики. На ноги танцовщицы надевали полусапожки из мягкой ткани красного цвета. Помимо танцоров были те, кто пел песню и стучал в барабаны во время представления. Темп музыки, используемой в танце, был достаточно быстрым и часто менялся. Исполнение всего танца было построено на ритме. Во время представления танцовщица искусно подкидывала и вращала рукава от костюма, так что они парили в воздухе, как бабочки, а ногами выстукивала ритм мелодии под удары барабанов. Когда танец начинал подходить к концу, барабаны звучали еще быстрее — этот момент считался ключевой частью выступления.

А. Вац

12
Национальный конкурс народной хореографии.

Читать

28 января
«Приз хореографа Виктора Шершнева» - это всероссийский хореографический конкурс для представителей молодого поколения россиян. далее
Международный фестиваль восточного танца в Барселоне

Читать

1 ноября
8 февраля станьте участником или зрителем прекрасного мирового шоу восточных танцев! далее
Barcelona Dance Award 2018

Читать

19 октября
Barcelona Dance Award пройдет с 29 марта по 02 апреля 2018 года - танцевальный чемпионат для школ, компаний и групп со всего мира! далее

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ