В настоящее время к contemporary dance относятся такие техники, как: Alexander Technique, Bartenieff Fundamentals, Body-Mind Centering, Cunningham technique, Contact Improvisation, Dance Improvisation, Feldenkrais Technique, Gyrotonic and Gyrokinesis, Hawkins technique, Kinesiology, Laban Movement Analysis, Movement ecology, Pilates Technique, Release Technique, Skinner Releasing Technique, Somatic Movement Studies.
Начиная с 50-х годов многие хореографы и педагоги танца модерн обратились к изучению техник классического балета, джаза и других направлений танца. Это заимствование сделало тренинг более эклектичным, поэтому рассматривать конкретное индивидуальное влияние какого-либо педагога достаточно сложно. В настоящий момент можно утверждать, что во всем мире признаны четыре основные «канонические» техники танца модерн: М. Грэхем, X. Лимона (Д. Хэмфри), М. Каннингхэма, Л. Хортона.
В наше время известные педагоги не патентуют свои методы обучения и не открывают своих школ, как это было в 30-50-е годы. Новые техники или подходы приобретают известность благодаря многочисленным международным фестивалям, в рамках которых проводятся семинары и мастер-классы.
Из современных хореографов лишь Триша Браун открыла свою школу в 1995 году, но мы не можем говорить, что там преподается ее техника. Пол Тейлор также открыл свою школу после 20 лет работы в качестве хореографа, но в его школе изучаются и классический балет, и йога, и восточные практики. В настоящее время помимо «канонических» техник танца модерн в хореографических школах изучаются и другие техники современного танца, включая джаз, хип-хоп, брейк и различные подходы к тренингу танцовщика.
В последние десятилетия появилось множество самобытных техник, каждая из которых разработана определенным педагогом и имеет свои основные принципы и методику обучения. В Европе они имеют общее название contemporary technique. Среди них хочется отметить «Технику контактной импровизации» С. Пэкстона, «Countertechnique», разработанную Анук ван Дайк, технику «Axis Syllabus», созданную Фреем Фаустом и технику «Flying Low» Дэвида Замбрано. Данные техники нельзя назвать полностью авторскими, в настоящее время достаточно сложно создать собственный подход к тренингу исполнителей, однако можно говорить об определенном авторском методе преподавания, т. е. акценте на определенном принципе урока, который является авторским открытием. Долговечность и эффективность современных методов тренинга танцовщика в contemporary dance можно будет определить только по прошествии определенного количества времени.
Рассмотрим принципы некоторых техник, которые проверены временем и используются многими педагогами во всем мире.
Техника Хоукинса. В своей педагогической практике он отказался от принципов М. Грэхем, вдохновившись теорией А. Дункан, которая отталкивалась от естественности движения, от его природы, которая по ее мнению, носит волнообразный характер. Во многом его подход к обучению базировался на теории Мейбл Тодд, которая была изложена в книге «Думающее тело» (1937). Основой его тренинга стали упражнения, снимающие ненужные напряжения, т. е. он заложил основу техник релиза (освобождения), которые стали популярны в конце XX века. Для воплощения этих принципов Хоукинс выдвинул теорию «decontraction», по которой для движения используется ровно столько усилий, сколько необходимо. Основная идея, которую воплощал Хоукинс, выражалась в том, что гравитация — это сила, с которой нужно играть или подчиняться ей, но не сила, с которой нужно бороться. Его классы базировались на изучении индивидуального движения, а не разучивании определенных комбинаций и последовательностей, это были скорее уроки импровизации и композиции, чем техники как таковой.