envelope search white heart share comment
Новости, события, объявления

"Татьяна" вместо "Онегина": как Ноймайер разозлил московских балетоманов

13 ноября 2014 г.

О "принципиально новом прочтении классики" в балете мы слышали уже не раз - современное искусство на то и современное, что пытается осовременить все "несовременное". Очередная и достаточно явная попытка - балет "Татьяна", который Джон Ноймайер привез-таки в Москву и на днях показал удивленной публике на сцене Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

С тех пор публика и разделилась, причем сделала это максимально громко. Начали сразу после премьеры. Первая половина вдохновилась новым шедевром, вторая посчитала грубостью и крайним цинизмом столь вольную трактовку классики. А дело в том, что объектом эксперимента у Ноймайера стал "Евгений Онегин" - наша гордость, святыня, что-то очень уж непоколебимое, незыблемое и, наверное, неприкосновенное.

Так что же так возмутило московских театралов? Как минимум три вещи.

Первое: название. Сам Ноймайер еще на пресс-конференции заметил, что считает себя вправе сконцентрироваться на одном герое, не пересказывая все 13 глав пушкинского романа. К тому же, в поддержку данной идеи выступил еще сто с лишним лет назад Достоевский, который не просто считал Татьяну главным героем всего романа, но и искренне удивлялся, почему роман не назван ее именем. 

Второе: собственно, такое пренебрежительное отношение к «энциклопедии русской жизни». Кажется, в хмурых лицах недовольных театралов так и читалось: «Такого можно было бы ожидать от кого угодно (от каких угодно модных западных хореографов), но уж не от Ноймайера точно — известного ценителя русской культуры. Ведь ставил же он нормально и «Чайку», и «Русалочку», а теперь что?». А теперь «Татьяна».

Третье: Чайковский. Музыка для этого балета была заказана Лере Ауэрбах, которая создала невероятно утрированный сочный фольклор, что, в общем-то явно не контрастировало с таким же балетом, который, казалось, вобрал в себя все западные шаблоны о русском обществе. Все пьют водку и танцуют под "Цыпленка жареного", Татьяна демонстрирует павлопосадский платок, Онегин — ультрамодный пиджак на голое тело, Ольга — ситчек в цветочек, Ленский — почему-то джинсы.

И почему-то запомнилось именно это — костюмы, излишняя любовь к «чересчур русским» деталям, водка, которую все хлещут из горла, недовольство публики обращением с «русской классикой» и где-то там еще Диана Вишнева. Именно этим ведь и характеризуется балет, не так ли? В то время как танцы и хореография теряются в буре пустых эмоций.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

SWAN LAKE. RELOADED: ОТЗЫВ: НУЖНА ЛИ ТАНЦОРАМ ПЕРЕЗАГРУЗКА?

Дух Чайковского уже ничем не удивишь. За сто лет экспериментов его бессмертное творение использовали все, кому не лень. Выдающиеся версии сменялись жалкими подобиями, а театралы, критики и собственно артисты становились свидетелями разнообразных представлений великого балета.

Эстетика современного танца
Главный вопрос — что есть современный танец с эстетической точки зрения? Чем он отличается от классического, народного, бального танца? читать
Канкан. Бешенство ног.
Случилось это 21 октября 1858 года, когда в театре «Буфф Паризьен» композитор Жак Оффенбах представил зрителям свой первый опереточный шедевр… читать
Обычные танцы: за и против
Несколько общих советов, которые помогут еще больше наслаждаться танцами не только вам самим, но и тем, кто находится рядом с вами. читать

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ