envelope search white heart share comment
Статьи, заметки, публикации

Эстетика современного танца

Главный вопрос — что есть современный танец с эстетической точки зрения? Чем он отличается от классического, народного, бального танца? Термин «современный танец» очень неопределенный и существует, наверное, только в русском искусствоведении. В английском языке современный танец переводится как modern dance, и этот термин уже давно стал именем собственным для направления сценического танца. Именно этот критерий — сценический танец или танец бытовой (социальный) и определяет положение того или иного танцевального направления в современной истории хореографического искусства. То есть «современный танец» — это понятие, определяющее временные рамки существования того или иного хореографического направления, но никак не определитель стиля, манеры и техники.

Таким образом, возникает вопрос, что различает танец как вид искусства, то, что мы называем сценическим танцем, и танец как социокультурный феномен, бытовой танец, являющийся неотъемлемой частью жизни человеческого общества.

Как нам кажется, некое противопоставление социального (бытового) танца и танца как вида искусства именно в России вызвано семантическими причинами, поскольку один и тот же термин «современный танец» имеет разное значение. Главное различие заключается в том, что, анализируя танец как социокультурный феномен, тесно связанный с жизнью человеческого общества, мы понимаем, что в этой роли он существовал на протяжении всей истории человечества. Рассматривая же танец как вид искусства, т. е. хореографию, мы можем точно определить исторические рамки зарождения, развития и исчезновения того или иного направления, стиля, жанра танцевального искусства.

Из этого вытекает, что термин «современный танец» относится к тем направлениям, которые существуют начиная с XX века и не только в сценическом варианте, но и в бытовом танце. Социальный (бытовой) танец и танец как вид искусства различает прежде всего процесс творческого выражения в реальной форме. Бытовой танец не имеет цели создания произведения искусства, т. е. основу ниже приведенной классификации автора составляет присутствие некоего результата творчества, несущего какую-либо идею и создаваемого хореографом-творцом либо группой творцов.

Однако на всем протяжении истории развития хореографического искусства эти два направления танца так активно влияли и дополняли друг друга, что мы не можем четко разделить их. К примеру, классический балет как танцевальная система родился из бытового (бального) танца, но с течением времени, утратив свое социальное значение, стал сценическим танцем. Джазовый танец родился из фольклорного африканского танца, однако афроджаз стал стилем джазового танца как танца сценического.

Социальный танец (бытовой) — категория временная. В разные эпохи популярными были те или иные бытовые танцы: менуэт, паванна, сарабанда, вальс, полька и множество других. Именно из бытового танца родился бальный или, как его сейчас называют, «спортивный» танец. Танцы, которые составляют европейскую и латиноамериканскую программы, были популярны в быту в начале и середине XX века. Стили бытового танца, существовавшие в конце XX века: диско, брейк, вог, хип-хоп, хаус и другие, которые рождаются и умирают вместе с музыкальной модой, возможно, будут когда-то изучаться в предмете «историко-бытовой танец». Бытовые танцевальные стили оказывают большое влияние на сценические формы танцевального искусства. К сожалению, в настоящее время происходит некая путаница именно в терминологическом аппарате, и термин «современный танец» относится ко всем направлениям и сценического, и бытового танца.

Каждый вид искусства, отражая те или иные сферы объективной реальности, обладает своими, только ему присущими закономерностями. Прежде всего здесь надо отметить особое художественное восприятие мира, свойственное только данному искусству, объективно заложенное в системе его изобразительно-выразительных средств. Танец в силу своих изобразительно-выразительных возможностей более чем другой вид искусства чужд натуралистической подробности, житейской повседневности, обыденной достоверности.

I Dance Studio

Национальный конкурс народной хореографии.

Читать

28 января
«Приз хореографа Виктора Шершнева» - это всероссийский хореографический конкурс для представителей молодого поколения россиян. далее
Международный фестиваль восточного танца в Барселоне

Читать

1 ноября
8 февраля станьте участником или зрителем прекрасного мирового шоу восточных танцев! далее
Barcelona Dance Award 2018

Читать

19 октября
Barcelona Dance Award пройдет с 29 марта по 02 апреля 2018 года - танцевальный чемпионат для школ, компаний и групп со всего мира! далее
Разбитое корыто, чему нас учит сказка о рыбаке и рыбке Сказка о рыбаке и рыбке послужила основанием, разговор о смысле жизни по телефону, не знаю, скорее мультфильм. Чему нас учит сказка о рыбаке и рыбке. Ведь заметьте: за бедную женщину взялись сразу, ведь мультик-то о старухе, а первоисточник-то у русского поэта "О РЫБАКЕ И РЫБКЕ".

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ