30 июля 2009 г.
«Prestige Cup»-2009 собрал сторонников танца в паре преподаватель-ученик 18-19 июля. Организаторы ― Национальная Ассоциация клубов, школ и студий танца (НАСКТ) и компания «Dance Promotion Group International» ― пригласили гостей и участников турнира в отель «Renaissance».
103 ученика (из них только 4 мужчины), 53 преподавателя, 18 клубов и ― два конкурсных дня. Двухдневный ProAm конкурс в России проводился впервые, и такое решение организаторов поддержало ощущение удовольствия от танца: конкурс шел с 12 до 21 часа в первый день (латина) и с 10 до 16 часов во второй (стандарт), и участники разъезжались по домам, не насмерть замученные праздником.
Главное же впечатление от конкурса я бы описала как сложившийся формат: российский ProAm еще молод, но уже нет ощущения «пробного шара», которое оставалось после первых конкурсов нового для нашей страны движения.
Впрочем, внутриклубные ProAm-соревнования в России проводятся давно - этот формат уже четыре года осваивает, например, клуб GallaDance. С 2007 года ведут отсчет открытые ProAm-турниры - в сентябре прошел первый ProAm-турнир ТСЦ "НИКА", в октябре ― открытый конкурс GallaDance.
Несмотря на ориентир на уже обкатанные форматы таких соревнований за рубежом, сделать «то же самое» было трудно ― и отношение к ProAm не то, и количество участников не сравнишь. Были совсем немногочисленные конкурсы, было участие ProAm-пар в расписании «обычного» турнира, и было ощущение, что «развиваться это будет быстро, но как-то не так». И вот, спустя совсем немного времени, российский ProAm-конкурс производит впечатление совершенно самодостаточного мероприятия, полноценного шоу, и участники, и организаторы которого знают, чего хотят и что получат.
Сложные правила ― это просто!
Когда я решала, нужно ли писать репортаж с ProAм-турнира, мне казалось, что углубляться в правила не нужно точно: ProAm-танцоры всё знают, а остальным неинтересно. Однако нашлась читательница «Белого жанра», которая преподает хастл и… интересуется правилами ProAm-конкурсов. Она, да еще мысль о тех, кто пока не танцует, но подумывает об этом, все же толкнули меня к решению привести некоторые разъяснения.
С непривычки может показаться, что в ProAm все слишком запутано ― сколаршипы, челенджи, в одном заходе могут танцевать те, кто между собой не соревнуется... На самом деле, все логично: есть несколько категорий возрастов, уровней подготовки (начинающие, бронза, серебро, золото), вариантов по количеству подготовленных танцев и вариантов оценки ― зачет по одному танцу или по нескольким сразу (так называемый dance сhallenge по трем, четырем или пяти танцам).
Комбинации этих составляющих и дают огромное количество вариантов участия. Кроме того, есть несколько категорий, мало чем отличающихся или дублирующих друг друга (например, bronze full, bronze open), а самая популярная категория scholarship ― это, по сути, тот же зачет по пяти танцам сразу, т.е. five dance сhallenge. Смысл таких повторов ― в возможности станцевать с одним тренером большему количеству учениц, поскольку у одного преподавателя может быть несколько студенток примерно одного уровня подготовки.
Получается, что конкурс ProAm ― апофеоз сути ProAma: танцуй, как хочешь, выбирай вариант по своей готовности и настроению. Единый сценарий для всех отсутствует, жестких рамок нет.
Можно выйти на паркет всего один раз ― станцевать один-единственный танец, а можно танцевать все пять танцев, участвовать в зачете по трем, четырем и пяти танцам, и еще в сколаршипе. Причем это можно делать в обеих программах.
Плюс есть отдельные соревнования по сальсе, аргентинскому танго, belly dance, а также показательные номера (showcase), которые тоже доступны для всех желающих. Кроме этого, можно танцевать по двум соседним уровням сложности, например, по «бронзе» и «серебру».
Еще из правил:
― есть «обязаловка»: хочешь танцевать сhallenge ― обязан станцевать как минимум три танца отдельно;
― ученики-мужчины оцениваются отдельно от учениц-дам.
― можно танцевать с более младшей возрастной категорией. С теми, кто старше, конечно, нельзя.
― победители определяются в каждой из многочисленных комбинаций. Это дает возможность победить и продвинутым, и начинающим, но создает впечатление «всем сестрам по серьгам».
Собственно, о танце…
Взрослые любители бальных танцев стараются развиваться, как могут. Судьи это видят, и относятся к ProAm-ученикам серьезно, отмечая, над чем нужно работать.
― На что нужно обращать особое внимание ― на растяжение позвоночника, ― советует главный судья соревнования Елена Колобова. ― Это особенно касается не очень юных участниц, потому что с возрастом держать форму исключительно тяжело. А именно от растяжения позвоночника зависит вся позиция в корпусе. Иногда у дам торчит плечо ― это нехорошо. Поэтому ― следите за растяжением!
И как в «настоящих» соревнованиях, у судей складывается свое мнение о конкретных парах, кто-то запоминается.
― На этом турнире меня просто восхитили две студентки, которые танцевали оба дня, ― говорит Елена Колобова. ― Это Ирина Крюкова и Татьяна Игнатьева. Чрезвычайно увлеченные женщины! Кроме того, что танцуют десять танцев, они еще выступают с совершенно оригинальными шоу-композициями. Конечно, оригинальность композиции ― это заслуга тренера, но дамы молодцы, подхватили, были артистичны, и смотреть на них было приятно. Кстати, какие у обеих были прически ― что в первый день, что во второй!
Еще мне очень нравится Марина Дзасохова. Я знаю ее лично, и за несколько лет вижу, как с каждым годом она совершенствуется в плане и пластики, и позиций. И танцует десять танцев! Это очень подкупает, потому что за этим стоит, по сути, профессиональный труд и стремление к совершенству. Из недавно присоединившихся к движению ProAm ― партнерша, которая сегодня заняла первое место в сколаршипе европейской программы: Елена Фунтикова. Я видела ее на тренировках в зале, видела, с каким трудолюбием она подходит к своему творчеству. И Елена очень сильно прогрессирует. То, что они сегодня показали с Антоном Силантьевым, ― это такой качественный уровень, на который действительно приятно смотреть.
― Я бы отметил сальсу Насти Забуровой и Дмитрия Васина, ― сказал судья конкурса Михаил Спорыхин.
― Настя танцует латиноамериканскую программу, и получилась совершенно зажигательная сальса. Еще совершенно замечательный сколаршип прошел по европейской программе. Была новая пара ― Татьяна Зайц и Денис Донской. Очень яркая и прогрессирующая пара. На этом турнире они пока не самый свой лучший результат показали, но они интересны, потому что виден их потенциал. В латиноамериканской программе я бы отметил Ивана Стаценко и Марину Дзасохову ― это очень опытная пара, пара, которая участвует в различных международных соревнованиях. Я видел их танец недавно в Америке, и могу сказать, что на нашем турнире они показали более уверенный результат.
О поведении мужчины и планах Наполеона
Еще один комментарий Елена Колобова просто не удержала в себе:
― Что еще я хочу отметить, хотя вы мне и не задали вопрос об этом… Я всю жизнь в спортивном танцевании, и знаю, как ведут себя пары, когда нервничают, пройдут ли в следующий тур и так далее. И вижу, насколько на ProAm-турнирах партнеры элегантнее, корректнее, как они поддерживают своих партнерш. Они не имеют права кричать на них, они ведут себя, как подобает настоящим кавалерам.
Мы в судейской панели даже обсуждали этот момент, и даже судьи-мужчины заметили, что партнеры ведут себя по-мужски. Когда мужчина оберегает даму, естественно, что дама чувствует себя более уверенно. Здесь стремление к результату есть стремление к совершенству, и психологическая обстановка и творческая атмосфера на конкурсе очень приятны.
Я абсолютно точно знаю, что не всё так бесконфликтно в ProAm-парах, но в целом не согласиться с Еленой Вадимовной нельзя: общая атмосфера конкурса была безусловно позитивной. Вопрос читательницы, о которой я уже говорила, я адресовала Михаилу Спорыхину.
- ProAm-конкурсы бальными танцами не ограничиваются. При этом проводимые в России турниры хоть и ориентируются на зарубежные, но везде есть специфика: что изучают, по тому и соревнуются. У нас сальса и аргентинское танго включаются в программу уже традиционно, добавляется танец живота. Будет ли включен в ProAm-конкурс, например, хастл, если будет спрос, достаточное количество пар?― Конечно, новые номинации будут появляться, ― сказал Михаил. ― Это абсолютно правильно и зависит только от ситуации, которая складывается на сегодняшний день. В Америке, например, в системе ProAm нет аргентинского танго, а у нас уже есть, потому что есть огромный спрос. Так же и по другим танцам ― если будет спрос, участники и интерес, будем включать их в конкурс.
В общем, ProAm-турниры готовы развиваться и видоизменяться, учитывая конъюнктуру танцевального рынка. О предстоящих небольших конкурсах «Белому жанру» пока неизвестно, а НАСКТ готовит следующий ProAm-турнир в октябре.
Елена Укусова