23 июня 2011 г.
Мерс Каннингем – легендарный хореограф и танцовщик, создатель танцевального авангардного искусства – обещал распустить свою труппу после своей смерти. Скончался Каннингем два года назад, и у московских зрителей на этой неделе была уникальная возможность: 20 июня в первый и последний раз в Москве выступила труппа Merce Cunningham Dance Company.
Москва – лишь очередной город на пути гастролей знаменитой труппы. Последний прощальный концерт она даст в конце года в Нью-Йорке, после чего будет распущена. Так завершится 60-летняя история этого танцевального коллектива.
Эксклюзивность показов подчеркивает и повод – одноактные балеты Мерса Каннингема идут в Москве в рамках Чеховского фестиваля; и знаменитости, привлеченные к антуражу: оформлены балеты иконами американского искусства - Энди Уорхолом и Робертом Раушенбергом.
В Москву в рамках двухлетнего "Турне наследия" привезли три одноактных балета - "Тропический лес", «Xover» и «Biped». Все они не отличаются простотой восприятия, даже несмотря на старания авангардных художников. Балеты Каннингема характеризуются дискретностью, ведь еще в 60-х годах прошлого века хореограф решил, что случайность в движении – это главное, и все будущие постановки были основаны именно на этом явлении.
Нельзя не отметить, что одноактные балеты, показанные в Москве – из совершенно различных эпох. «Тропический лес» поставлен в 1968 году, «Biped» - в 1999 году, а «Xover» - в 2007. Подобный ход оправдан и вполне логичен: это последние гастроли и просто необходимо показать все этапы становления авангардного танца, созданного американским хореографом.