envelope search white heart share comment
Новости, события, объявления

Пина: танцующие мечты (Обзор)

14 февраля 2012 г.

Dance.ru в последнее время часто рассказывает о фильмах про танцы. Напомним, недавно мы делали обзоры фильмов, принявших участие в американском фестивале "Dance on camera" и проводили сравнение двух грядущих глянцевых кинохитов "Шаг вперед-4 против Уличные танцы-2". Сегодня же расскажем о потрясающем фильме «Пина: танцующие мечты», премьера которого совсем скоро состоится в России (подробнее о дате и месте проведения).

«Пина: танцующие мечты»: это удивительное путешествие в мир великой немецкой танцовщицы и хореографа Пины Бауш. Мы будем наблюдать за её смелым и необычным экспериментом, для которого из обычных школ Вупперталя (немецкий город, известный своим подвесным трамвайчиком, где Пина руководила своей балетной труппой) отобрали 40 школьников от 14 до 17 без какого-либо актерского или танцевального опыта. Каждую субботу в течение 10 месяцев подростки приходят на репетиции, где и происходит таинственное перевоплощение обычных людей в актеров театра Пины, а каждое движение и жест наполнены глубоким смыслом и чувством.

В спектакле "Kontakthof“, над которым трудятся ребята, присутствует узнаваемый почерк Пины Бауш: речь идет о человеческом контакте, языке, отношениях мужчины и женщины, всегда мучительном и запутанном поиске любви и нежности, сомнениях, переживаниях, боли, а танцевальный класс превращается в настоящую битву полов.

Подростки, еще такие застенчивые и нерешительные, замирая от страха, должны преодолеть барьеры, запреты, неуверенность в себе, чтобы сделать этот спектакль. Это путь превращения неуклюжих, но таких настоящих и милых утят в прекрасных лебедей, способных на самые высокие и сильные чувства.

О создании фильма Режиссер Анне Линзель: «Спектакль "Kontakthof“ 1978-го года всегда был моим любимым. Я посмотрела его раз десять. Когда я услышала, что Пина Бауш хочет пригласить для постановки этого спектакля подростков от 14 лет, я подумала, что это может стать отличным материалом для фильма. В феврале 2000-го Пина уже ставила "Kontakthof“ с непрофессиональными актерами «дамы и господа за 65» в качестве эксперимента, и это был большой успех. Потом она хотела поработать с подростками над этим спектаклем о первых знакомствах, о поиске нежности, о сомнениях, боли, одиночестве, об отношениях между мужчиной и женщиной. Но как все это сделать с детьми?

Я была знакома с Пиной с 1973-го года, когда она ещё только начинала работать в Вуппертале. Она дала нам согласие на съемки, но было понятно, что юные мальчики и девочки нуждаются в особой деликатности. За месяцы репетиций она и близко не подпускала ни одну другую съемочную группу и ни одного репортера. Она никогда не позволяла шумихе в прессе мешать её работе.

Это один из самых приятных фильмов, над которыми мне приходилось работать. Поразительным был энтузиазм и самоотдача, с которой молодые танцоры без какой-либо специальной подготовки разучивали свои роли на протяжении года. Некоторые из них никогда прежде не слышали о Пине Бауш. В самом начале один мальчик сказал: «Я пришел на репетицию, и было просто здорово! В этом есть что-то такое, что заставляет тебя остаться».

Было много трогательных моментов в начале года, когда участники стеснялись, избегая контакта. Но постепенно они приобрели необходимую уверенность, чтобы показывать свои чувства. Например, там была сцена «Парни с девушкой» (рабочее название), где расстроенную девочку утешают мальчики. Сначала один парень начинает её нежно поглаживать, затем другой прикасается более резким движением, и, в конце концов, все 13 парней трогают её все с большей и большей грубостью. При этом ребятам трудно было отличить свою роль от реальности. Они извинялись перед девочкой и говорили ей: «Мы это не на самом деле. Мы не хотим причинить тебе вред».

В другой сцене, где девушка и парень должны были раздеться, сидя на противоположных концах площадки и глядя друг на друга, ребятам пришлось довольно долго преодолевать стеснительность, прежде чем они смогли это сделать. В этих и других сложных моментах в работе с подростками их наставницы, хореографы и ассистенты Пины — Жо-Анн Эндикотт и Бенедикте Билле, проявили большое понимание и невероятные педагогические навыки.

Пина Бауш периодически появлялась на репетициях в начале года, а в конце была рядом все время. В день премьеры она собрала всех своих юных танцоров на сцене и попросила нас ничего не снимать. Сначала это нас очень удивило и расстроило, но потом мы её поняли. Эти минуты принадлежали только ей и её ребятам. Она поблагодарила их за то, что дали жизнь её спектаклю. На глазах её были слезы».

О спектакле "Kontakthof“

«Kontakthof — это место, где люди встречаются, чтобы установить контакт. Чтобы открыться, чтобы закрыться. Со страхами. С желаниями. Разочарования. Отчаяние. Первый опыт. Первые попытки. Ласки и всё, что этому сопутствует» — Пина Бауш. Впервые этот спектакль появился на сцене в середине 70-х годов. В следующий раз, уже в 2000 году, для этого спектакля Пина пригласила взрослых актеров в возрасте от 65 лет и страше. Они добавили свой жизненный опыт, свои надежды, желания. Постановка спектакля «Kontakthof», о которой рассказывает фильм, была задумана как своего рода эксперимент, с целью узнать, что получится, если совсем ещё молодым людям предложить исполнить танец тридцатилетней давности. Так были отобраны 40 подростков 14-17 лет, без специального образования, которые пришли репетиции со своей неопытностью, свежестью и прямотой.

О Пине Бауш Филиппина Бауш родилась 27 июля 1940 года в Золингене (Северный Рейн-Вестфалия). В 14 лет она начала заниматься в Университете искусств Фолькванг под руководством Курта Йосса, великого немецкого танц-экспрессиониста. Выпустившись в 1958-м, Пина получила стипендию на обучение в хореографической школе Джулиард в Нью-Йорке. Также она участвовала в постановках Американского театра балета и Метрополитен Опера. В 1962-м Пина Бауш вернулась в Германию, где поступила танцовщицей в балетную труппу Фолькванга, на тот момент только что созданную Куртом Йоссом. Уже в 68-м году она становится хореографом, а ещё через год директором Фолькванг-балета. С 1973-го года Пина жила в небольшом городке под названием Вуперталь, где руководила балетной частью оперного театра, а затем организовала самостоятельный театр танца Пины Бауш. Вместе со своей труппой она разъезжала по всему миру, но единственная ежегодная весенняя премьера репетировалась и показывалась исключительно в Вупертале.

В 1982-м году Пина Бауш снялась в фильме Федерико Феллини «И корабль плывет…», а в 1990-м поставила и срежиссировала фильм «Жалобы Императрицы», затем последовали другие её фильмы-спектакли: «Орфей и Эвридика», «Весна священная» 1978-го, фильм «Кафе Мюллер» 1985-го года. В 2001-м году Пина Бауш появляется в фильме Педро Альмодовара «Поговори с ней», где играет саму себя. В 2011-м году вышел документально-музыкальный фильм режиссера и друга Вима Вендерса — «Пина».

В 1989-м году театр Пины Бауш приезжал на гастроли в Москву со спектаклем «Гвоздики», в 1993-м были «Кафе Мюллер», «Весна священная» и «Kontakthof», в 2004-м – «Мойщик окон», в 2007-м – «Мазурка Фого». А летом 2009-го года на запланированных гастролях труппе пришлось выступать без хореографа.

Пина Бауш умерла 30 июня 2009 года в Вуппертале. Фильм «Пина: танцующие мечты» – последние кадры с легендарной танцовщицей при жизни и ее последние интервью.

Цитаты — «Меньше всего я интересуюсь тем, как люди двигаются, меня интересует, что ими движет» — Пина Бауш — «Я помню удивительный взгляд Пины… Её способность расшифровывать сущность человека по тому, как он движется, была поистине поразительной… Она обладала зрением, в то время как мы прибывали «во тьме». Она разработала уникальный феноменологический подход к изучению жестов, это своеобразное видение мира, или скорее изучение и попытки понять нашу человеческую сущность. Этот её подход совершенно новый и неизведанный… То, что Зигмунд Фрейд читал по снам, Пина могла определить по позе, в которой стоит человек, как он отбрасывает назад волосы и как двигает руками… Мы все как открытые книги, только нет в мире науки для самых простых вещей. Но Пина была настоящим ученым, исследователем, первопроходцем в засекреченные территории человеческой души… Самое великое достижение в общении с людьми – умение пробуждать и показывать миру все самое лучшее, что в них есть. В этом Пина была настоящим мастером… Она открыла нам глаза на такие вещи, на которые раньше не обращал внимания ни один другой художник: она показала нам, как преодолевать свои страхи и не чувствовать себя запертым в собственном теле». Из речи друга и режиссера Вима Вендерса на церемонии прощания в Оперном театре Вупперталя 4 сентября 2009 г. — «Ее можно сравнить с Айседорой Дункан в начале столетия. Ее техника стала очень важной в выражении экспрессии танца» – Джон Ноймайер, хореограф (Германия). — Ее невозможно было прогнозировать. Она удивляла и потрясала новыми идеями. Загадка – где она черпала столько всего нового, и в каждом спектакле всегда чувствовалось ее присутствие» – Начо Дуато, хореограф (Испания).

Создатели фильма Анне Линзель, режиссер и автор сценария, журналистка и репортер в области культуры и искусства, живет в Вуппертале, изучала Искусство и его историю, а также немецкий язык и литературу. С 1984 по 2004 гг. работала на немецком телеканале «ZDF», где среди прочего вела программу «Zeugen des Jahrhunderts» (Свидетели века) — тематические вечера, посвященные знаменитым людям в искусстве и политике. В ее студии побывали Йозеф Бойс, Макс Эрнст и Пина Бауш. Линзель также работает на радио и пишет художественные, литературные и театральные критические статьи для немецких газет и журналов (в том числе «DIE ZEIT», «Süddeutsche Zeitung»). Райнер Хоффманн – режиссер и главный оператор, родился в Гамбурге. Побывал в экспедициях в Арктике, Гринландии и Исландии. Работал фотографом в нескольких рекламных агенствах Гамбурга. С 1982 по 87-й обучался в берлинской Академии кино и телевидения. В 1993-1995 гг. был преподавателем на операторском отделении Университета прикладных наук в Ганновере. Режиссером и главным оператором Райнер Хоффман работает с 1985 года. 

Эстетика современного танца
Главный вопрос — что есть современный танец с эстетической точки зрения? Чем он отличается от классического, народного, бального танца? читать
Канкан. Бешенство ног.
Случилось это 21 октября 1858 года, когда в театре «Буфф Паризьен» композитор Жак Оффенбах представил зрителям свой первый опереточный шедевр… читать
Обычные танцы: за и против
Несколько общих советов, которые помогут еще больше наслаждаться танцами не только вам самим, но и тем, кто находится рядом с вами. читать

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ