Могао, прежде известный как Дуньхуан, или Цяньфодун («Пещеры тысячи Будд»), является выдающимся памятником китайско-буддийского культового искусства. Он состоит из пещер, вырубленных в восточном склоне скального массива Миншашань, расположенного в 25 км к юго-востоку от г. Дунхуан. Согласно письменным источникам история Могао восходит ко второй половине IV в. Его строительство практически непрерывно продолжалось вплоть до XIII-XIV вв., и известно, что только в эпоху Тан в нем было создано около 1000 пещер. Однако затем он оказался фактически заброшенным и засыпанным оползнями. Только в 1900 г. его случайно обнаружили, а с 1950-х гг. там ведутся масштабные археологические и реставрационные работы. Сегодня открыты и полностью либо частично восстановлены 492 пещеры, общая протяженность которых составляет 1700 м. Всего в них содержится 2400 скульптурных изображений, около 450000 м2 стенописей, многие из которых содержат изображения танцев или «небесных танцовщиц» (апсар).
«Танец Дуньхуана» не только обогатил китайское хореографическое искусство, но и позволил разработать специальную систему упражнений, необходимых для тренировки мышц и придачи телу гибкости и пластичности. Многие из этих упражнений опираются также на опыт буддийской йоги.
Для того чтобы правильно танцевать этот танец, прежде всего необходимо правильно дышать.
Во время исполнения танца большое внимание уделяется дыханию и движению глаз. Разберем основные способы дыхания и движения глаз.
Разминка для мышц шеи.
Основная позиция рук при выполнении этих упражнений — так называемая поза Будды, в которой руки находятся перед собой, ладони касаются друг друга, локти подняты вверх.
При выполнении этого упражнения ноги ставятся в первую позицию, а руки перед собой, голова начинает делать медленные круговые вращения. Должно создаваться впечатление, что головой описывается круг по циферблату часов.
При выполнении следующего упражнения руки остаются в той же позиции, и выполняются развороты корпуса из стороны в сторону. При повороте голова следует за корпусом.
При выполнении третьего упражнения руки остаются сложенными перед грудью, одна нога ставится на носочек, но при этом колени держатся вместе. Если оттяжка корпуса делается вправо, руки так же отводятся в правую сторону, голова при этом поворачивается в левую сторону.
Упражнение для растяжки корпуса.
При выполнении этого движения необходимо встать на носочки, одна рука поднята наверх, а вторая опущена вниз. Верхняя рука опускается вниз до уровня груди, другая рука поднимается наверх до уровня уха, при этом локоть поднимается наверх. Одну ногу необходимо согнуть в колене, бедро оттягивается в сторону.
Движения глаз и дыхание во время танца.
Дыхание в этом танце является одним из самых важных элементов. Исполняя танец либо делая упражнения, важно помнить о том, что необходимо соблюдать ровное дыхание.
Рассмотрим 2 упражнения на дыхание, которые можно разбить на 8 счетов.
Для выполнения первого упражнения необходимо принять позу Будды, тело должно быть расслаблено, руки на коленях, спина согнута, а голова опущена вниз. На счет раз, два, три, четыре нужно сделать глубокий вдох, при этом спина начинает выпрямляться. На счет пять, шесть, семь восемь делаем выдох, во время чего возвращаемся в исходную позицию. При выполнении этого упражнения можно добавить движения глазами, которые медленно поднимаются наверх при вдохе, а на выходе опускаются вниз.
Второе упражнение выполняется в более быстром темпе, необходимо задействовать мышцы спины. На каждый счет нужно делать вдох и выдох, на вдохе следует поднимать грудную клетку наверх, а на выдохе опускать ее. Дополнительно можно на вдохе либо на выдохе делать наклоны и выпады корпуса на угол 45 градусов. Также на каждый счет должны пониматься и опускаться глаза.