envelope search white heart share comment
Статьи, заметки, публикации

Импровизация в хореографии

В искусствоведении достаточно подробно изучен вопрос об импровизации в поэзии, драме, музыке. Вопрос же об импровизации в хореографии всегда оставался «белым пятном». Это произошло потому, что в нашей стране долгие годы хореография была догматизирована и канонизирована настолько, что просто не оставалось места для создания многообразного языка движений, которым мог бы оперировать исполнитель в процессе импровизации.

Рассматривая вопрос об импровизации на современном этапе развития хореографии, мы можем выделить по крайней мере четыре ее разновидности.

Репрезентативная импровизация. Обращаясь к вопросу об импровизации в других видах искусства, можно заметить, что иногда это качество рассматривается как свойство творческой личности в реализации авторского произведения, т.е. как исполнитель интерпретирует автора в зависимости от того, как меняется его настроение, реакция публики или партнера.

«Самое ужасное, когда актер хочет повторить вчерашнее удачное исполнение или когда он готовится к "сильному" месту. В большинстве своем эти "сильные" места есть самовыявление, т. е. реагирование на причины вне меня стоящие, и реагирование на это в данной форме совершается в силу того, что я в смысле формы и силы ответа моего чувства на вне стоящую причину иначе не могу реагировать. Мне хочется, чтобы актеры импровизировали весь спектакль».

Итак, первое значение импровизации — это спонтанное, сиюминутное, индивидуальное воплощение авторского произведения в зависимости от сегодняшнего, сиюминутного состояния исполнителя. Возможна ли такая импровизация в хореографии? Да, но без использования новых движений, а только для интерпретации созданного хореографом и зафиксированного на репетициях хореографического текста. Особенно сложно импровизировать исполнителю в дуэте или ансамбле, поскольку нарушение в исполнении заранее отрепетированного расположения может привести к полной дисгармонии в отношении с партнером или партнерами. Но мы можем говорить о репрезентативной импровизации как о новом качестве исполнения в данной постановке, о новом настроении, о новых красках в актерской игре.

Однако гораздо большее развитие в хореографии получили два направления импровизации:

— импровизация как технический прием исследования для отбора движений или композиции их и дальнейшей фиксации найденных результатов в хореографический текст;

— импровизационный перформанс, который превратился в сценическую форму и может рассматриваться как вид хореографического искусства.

Движенческая импровизация используется также в танцтерапии.

Итак, рассмотрим историю зарождения танцевальной импровизации и ее использование в хореографии.

Импровизация всегда существовала внутри какой-либо танцевальной стилистики, она обычно являлась частью народных обрядов, игр и празднеств. Импровизация особенно отчетливо проявляется в народных танцах, когда в ответ на «вызов» соперника, исполнитель выходит за рамки устойчивых танцевальных форм (например, русский перепляс). Импровизация достаточно широко используется и в социальном танце, когда исполнитель растворяется в музыке и начинает движенчески выражать свое эмоциональное состояние в той или иной манере популярного танца. Состояние движенческой импровизации, когда исполнитель прислушивается к импульсам своего тела, реагирует на окружающее пространство и партнеров, может помочь нам определить особое состояние импровизационного творчества, но к сожалению, такая импровизация не имеет сценической ценности как произведение искусства. Этот тип импровизации скорее можно назвать «тусовочная» или включением в определенную молодежную субкультуру. Импровизация — это соединение осознанного выбора и спонтанной реакции. Она содержит в себе элемент творчества, который никогда не повторяется. Исходной посылкой для импровизации может быть воображение, интеллект, психические процессы, которые выражаются через движенческие реакции.

В. Никитин

Национальный конкурс народной хореографии.

Читать

28 января
«Приз хореографа Виктора Шершнева» - это всероссийский хореографический конкурс для представителей молодого поколения россиян. далее
Международный фестиваль восточного танца в Барселоне

Читать

1 ноября
8 февраля станьте участником или зрителем прекрасного мирового шоу восточных танцев! далее
Barcelona Dance Award 2018

Читать

19 октября
Barcelona Dance Award пройдет с 29 марта по 02 апреля 2018 года - танцевальный чемпионат для школ, компаний и групп со всего мира! далее

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ