envelope search white heart share comment
Статьи, заметки, публикации

Танцевальное искусство Древнего Китая. Эпоха Чжоу (XI-III вв. до н.э. )

Для сферы придворно-ритуальных танцев важнейшим событием стало учреждение специального ведомства «Ли гуань», которое отвечало за проведение всех государственных ритуалов. Именно служители этого ведомства (чиновники-у) предпринимали усилия для реставрации древних танцев и создания общей классификации придворных постановок. Так возникло два комплекса придворно-ритуальных танцев: «Лю дай у», танцы, которые исполнялись исключительно в официальной обстановке, и «Сяо лю у». Первый комплекс включал к себя произведения, связанные с именами легендарных правителей прошлого, наподобие «Да Шао» или «Да Инь»' (хотя единого мнения о составе этого комплекса танцев среди специалистов нет). При том, что эти танцы считались «древними», их исполнение, видимо, изменилось в сторону усложнения постановок. Так, при исполнении «Танца Хуан-ди», или «Да Шао», танцоры держали в руках деревянные музыкальные инструменты, внешне напоминающие маленькую флейту. Иногда использовали птичьи перья, которыми махали во время танцевальных па. Вместе с тем, эти танцы подверглись строгой регламентации: они должны были исполняться под строго определенные мелодии, играемые на заданных музыкальных инструментах и без внесения каких-либо новых сценических изменений.

Судя по письменным данным, среди «Танцев шести эпох» особой сложностью отличался «Да у у», созданный Чжоу-гуном, младшим братом основателя государства Чжоу. «Да у у» представлял собой театрализованное действо из шести частей, изображавших эпизоды войны чжоусцев против Шан-Инь. Все они проходили под гром барабанов, задающих ритм танцорам. Очень важны в танце были не только сложные изменения фигур и движения танцоров, но и четкое знание расстановки и рисунка самого танца. Понятно, что осуществление подобных постановок требовало длительных репетиций и совершенствования в танцевальном мастерстве.

В «Малые шесть танцев» вошли произведения, исполнявшиеся при династии Чжоу во время факультативных религиозных и придворных церемоний.

Из других танцев Чжоу отдельного упоминания заслуживают «Сян у»(«Танец охоты на слонов») и «У шао» («Танец несовершеннолетних»).

Первый возник еще при династии Шан-Инь в качестве имитации охоты на слонов, а при Чжоу превратился в театрализованное представление, исполнявшееся при дворе царя (64 танцорами) и удельных правителей (48 или 32 танцорами). Исполняя «У шао», танцоры-подростки (в возрасте 13 лет) держали в руках различные музыкальные инструменты и, возможно, другие предметы. Перечисленные танцы, различаясь в уровне сложности, играли важную роль и в образовательном процессе: вначале будущие танцоры овладевали «У шао», затем приступали к «Сян у», и только с 20 лет учились другим танцам.

В придворные зрелища включались также танцы низов и чужеземцев. Такого вида представления называли «Сань юэ»(«Простонародная музыка»). Если же в представлении участвовали представители малых народностей, которые выступали со своими номерами, это называли «Си и юэ» («Музыка четырех сторон света»). Все они были достаточно простыми по постановке, веселыми и беззаботными по содержанию, что способствовало их дальнейшей популярности среди простого народа.

А. Вац

Национальный конкурс народной хореографии.

Читать

28 января
«Приз хореографа Виктора Шершнева» - это всероссийский хореографический конкурс для представителей молодого поколения россиян. далее
Международный фестиваль восточного танца в Барселоне

Читать

1 ноября
8 февраля станьте участником или зрителем прекрасного мирового шоу восточных танцев! далее
Barcelona Dance Award 2018

Читать

19 октября
Barcelona Dance Award пройдет с 29 марта по 02 апреля 2018 года - танцевальный чемпионат для школ, компаний и групп со всего мира! далее

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ