
Воздушные подушки представляют собой ключевой компонент амфибийных судов, придавая им уникальные характеристики, делающие суда на воздушной подушке (СВП) востребованными и популярными. Устройство воздушной подушки на СВП – это слой сжатого воздуха под днищем судна, обеспечивающий плавное и легкое скольжение по поверхности земли, воды или льда. Этот механизм позволяет минимизировать трение, снижая сопротивление и, следовательно, увеличивая скорость движения судна.
Устройство воздушной подушки на СВП может иметь различные варианты, основные из которых – статистическая и динамическая. В первом случае воздух нагнетается вентилятором, во втором – давление формируется при движении судна. Существуют также разные схемы образования воздушных подушек, такие как сопловая, скеговая, камерная и щелевая.
Суда на воздушной подушке камерного типа являются наиболее распространенными. В этом случае воздушные массы нагнетаются под колоколообразный купол и свободно вытекают из него под днище, поднимая судно над поверхностью. Скеговые суда, предназначенные для передвижения по воде, используют жесткие стенки или баллоны для уменьшения расхода воздуха. Однако сопловые воздушные подушки являются наиболее экономичными, так как воздух нагнетается через наклоненные под днище сопла, создавая внутренний замок и обеспечивая высокий клиренс с помощью мягких бортов.