К концу 60-х годов джазовый танец прочно занял свое место в ряду направлений современной хореографии. Его применение было достаточно широким: бытовой танец, танец театральный, танец кино и, наконец, чисто хореографические спектакли, созданные языком джазового танца.
Отдельно немного о свинге. Свинговые танцы возникли в 30-х годах в «Savoy Ballroom» (танцевальный зал в Гарлеме), где появились такие танцы, как линди-хоп, джиттербаг, а затем буги-вуги и рок-н-ролл.
«Джиттербаг» (Jitterbug) приобрел известность в 1920-х, хоть поначалу его популярность была ограничена районом Гарлема, предположительно свое название он получил в честь перелета Чарльза Линдберга через Атлантику. Но в 1930-х годах, когда линди-хоп открыли для себя белые танцоры, они часто называли его именно джиттербаг. Этот танец являлся продуктом и аккомпанементом музыки — джаза или свинга, — которая в свою очередь корнями уходит в регтайм, диксиленд и блюз.
Характеристика современных стилей джазового танца описана в книге «Jazz Dance logy», авторами которой являются педагоги М. Alford и M. Cohen (1991, на английском языке). Авторы выделяют 11 разновидностей современного джазового танца. Приведем их характеристики каждого стиля (приводится в свободном переводе).
«Стиль "The Blues" отличается медленным течением языка движений, это ощущение глубокого падения, змеиная пластика то вьется, то спускается, эмоционально оплакивая угнетенное настроение религиозных негритянских песен.
Стиль "Lyrical" обычно ориентирован на плавные открытые линии тела, он сходен с балетом своим потоком грациозных движений, в них можно угадать мягкую, но уверенную точность и изящество кошки.
Стиль "Broadway Theatrical" приближен к формам театрального искусства с включением в танец комедийных элементов и приемов стилизации при сохранении основных черт техники исполнения.
Стиль "Hot" (букв, "горячий") полон высоких, выразительных шагов и возбуждающих движений, чаще всего используется в телевизионных коммерческих шоу и мюзиклах.
Стиль "Modern Jazz" ("современный джаз") — это смешение техник, основанных на импровизации и индивидуальности исполнителя; движения достаточно оригинальны и окрашены эротическим настроением.
Стиль "Cool" ("холодный джаз") — эта форма танца отличается ровностью проявления характера, чему соответствует и музыка. Пример постановки в этом стиле находим у хореографа Дж. Роббинса в спектакле "West Side Story".
Стиль "West Coast" ("смешение уличных стилей") — это разновидность новых форм джаза, в которые включены множество элементов из разных стилей, в частности уличных танцев брейк, хип-хоп. Обязательно присутствие современного ритма, который позволяет отбить такт.
Стиль "Rock" основан на характере музыки; свободная, непринужденная манера исполнителя с включением специфических эффектов, характерных для творческой индивидуальности танцора.
Стиль "Afro Jazz" — разновидность этно-джаза; его можно узнать по усиленной ритмике и чувствам; своеобразная имитация танцев аборигенов, стилизация африканской танцевальной культуры.
Стиль "Latin" использует ритмы Латинской Америки: ча-ча-ча, мамба, самба, танго. Фред Астер принадлежал к исполнителям данного стиля.
Стиль "Calypso Caribbean" — это плавный, текучий танец. Характер танца несколько похож на предыдущий стиль в отношении ритма, но акценты выделяются мягко».
На современном этапе развития исполнительской техники джазовый танец объединяет в себе многочисленные стили, соответствующие направлениям современной музыки. Из фольклорных традиций хореографы-практики чаще всего используют в своем творчестве афро-кубинские, восточные, испанские национальные музыкальные темы.