При анализе африканского фольклорного танца выдающийся исследователь и хореограф джазового танца К. Данхам выделила следующие технические особенности исполнения движений этого стиля, которые затем легли в основу техники классического джаз танца.
1. Использование в танце позы коллапса, т. е. отсутствие вытянутого, напряженного держания тела как в классическом балете.
2. Активное передвижение исполнителя в пространстве не только по горизонтали, но и по вертикали.
3. Изолированные движения различных частей тела.
4. Использование ритмически сложных и синкопированных движений.
5. Полиритмия танца.
6. Комбинирование и взаимопроникновение музыки и танца.
7. Индивидуальные импровизации в общем танце.
8. Функционализм танца.
Другие исследователи выделяют следующие характерные черты джазового танца:
— чувственный характер исполнения движений;
— мелкие, вибрирующие движения различных частей тела;
— импровизационный характер танцев;
— общий характер возбужденности исполнителей и зрителей;
— характерные отбивания ритма, производимые с помощью хлопков, притопов, щелчков, ударов по бедрам, жестянкам, ящикам и т. п.
Джаз танец нельзя напрямую ассоциировать с джазовой музыкой. Да, действительно, он имеет те же корни, что и джазовая музыка — это синтез европейской и африканской культур. Но джазовый танец развивался и вне джазовой музыки, и появление современных разновидностей джазового танца, таких, как фанки, модерн-джаз, соул, которые танцуются не под джазовую музыку, говорит о том, что связь джазовой музыки и джазового танца имеет более сложный характер.
К концу века относится и появление первых профессиональных танцевальных трупп, работающих в технике джазового танца. В 1879 году было создано «Американское общество профессиональных танцоров», которое объединило множество исполнителей, педагогов и хореографов, работающих в различных танцевальных стилях, в том числе и в джаз танце.
Таким образом, можно сделать вывод, что первый этап, этап зарождения джазового танца как направления занимает практически столетие — с 1819 года, когда история доносит нам имена первых исполнителей, и до 1890 года, когда джазовый танец становиться признанным и широко используемым, особенно в развлекательных сценических жанрах.
Согласно известному исследователю джазового танца Г. Гюнтеру, джазовый танец в своем развитии имел несколько этапов.
1 этап: 1819-1884 гг. В этот период существовали лишь танцы черных рабов. Ведущими были религиозные танцы на юге США, суданский стиль, западноафриканский стиль (soft-shoe), стиль Конго.
2 этап: 1885-1939 гг. — разделяется на 4 фазы.
1 фаза: 1885-1889 гг. Это время адаптации негритянского танца и перехода его на профессиональные подмостки.
2 фаза: 1889—1916 гг. Годы возросшего интереса к негритянской музыке, танцам. Начинается зарождение техники танца, и к 1916 году негритянский танец занимает одно из ведущих мест.
3 фаза: 1917-1930 гг. Рождение термина «джаз дане» и окончательное формирование школы танца. Так называемая эпоха негритянского ренессанса.
4 фаза: 1931-1939 гг. Тяжелые годы для джаз танца, время падения интереса к нему.
3 этап: 1940 — до наших дней. Имеет 2 фазы.
1 фаза: 1940-1960 гг. Возврат интереса к джаз танцу. Появление нового поколения негритянских танцоров.
2 фаза: с 1960 г. — мировое распространение джаз танца. Победное шествие его по Англии, Западной Европе и Скандинавии. Зарождение школы джазового танца. Появление книг по джазовому танцу».