Англо-американский буги-вуги долго относился к танцу свободного исполнения, так как партнёр довольно резко отбрасывает партнёршу на длину вытянутой руки, резко привлекает к себе, забрасывает за спину или даже заставляет делать сложные поддержки. Много лет спустя этот танец был принят широким обществом.
Танец рок-н-ролл в переводе означает «покачиваться», «перекатываться», но быстрый ритм приближает его к свингу или буги-вуги. Это — упрощённая форма танца «Джайв». Ритм рока синкопированный, требующий чёткого и быстрого исполнения только ему присущих характерных скачущих движений.
Танец чарльстон дважды пережил свой успех — в 20-х годах XX столетия и в годы своей второй молодости — в 60-е.
Твист начинается с движения ног, потом включаются движения бёдер, равномерно и непрерывно двигаются справа налево. При этом корпусом, плечами, руками выполняют вращательные движения в противоположном направлении. Само слово «твист» обозначает «скручивание».
Танец «казачок» русского происхождения. Основой ему послужил русский танцевальной фольклор, казачьи пляски. Его игровой характер, быстрый темп сразу же привлек к себе внимание.
Свободные танцы дали дорогу танцам нового направления в стиле йе-йе. Они больше всего любимы на дискотеках, так как непринужденность и простота исполнения дают возможность самовыражения. Свободными их называют потому, что они каждому танцующему предлагают исполнять свои вариации движений, простор импровизации и позволяют следовать своему собственному стилю, своей схеме движений, своей композиции танца.
Стало традицией проведение танцевальных турниров. Самые крупные из них английский в Блэкпуле, немецкий в Манхайме, «Вальс Победы» и Открытый чемпионат России, Открытый чемпионат Украины по современным бальным танцам, Фестиваль ансамблей бального танца. На конкурсах всё больше появляется танцоров из стран Восточной Европы — Польши, Чехии, Словакии, Словении, Венгрии, Румынии, Прибалтики, Белоруссии, Украины, России.
Значительно расширяется география стран-участниц. Это — Япония, Бразилия, Китай, Португалия и Гонконг, Италия. Конкурсы свидетельствуют о появлении самых разных танцевальных школ. Все участника делятся на три возрастные группы по двум стилям — «стрит» и «фристайл». Первый включает танцы: хип-хоп, брейк, фанк, латиноамериканские танцы, второй — «диско», «джаз».
Соревнования на турнирах проходят по номинациям — «Соло», «Дуэты», «Тройки», «Шоу-группы» в таких программах, как стандартная, латиноамериканская, русские и эстрадные танцы.
«... Конкурс — это удовольствие и от танца, и от соперничества. Танец — это внутренний мир, и когда зритель видит твой внутренний мир, он невольно заражается им, сопереживает тебе», — говорит Марат Гимаев, серебряный призёр по латиноамериканской программе и бронзовый призер по стандартным танцам на Фестивале бального танца в Блэкпуле в 1997 году.