27 февраля 2009 г.
В этом году исполняется ровно 100 лет с того момента, как Сергей Дягилев открыл Русские сезоны в Европе, которые сыграли огромную роль в популяризации русской культуры на всем западном полушарии.
В 1908 году Париж рукоплескал "Борису Годунову" - Федору Шаляпину, с которого начался триумф русского оперного искусства. Сезон 1909 года открыл "Половецкими плясками" из "Князя Игоря" новую эпоху в балете. В этих постановках блистали выдающиеся танцовщики - Анна Павлова, Вацлав Нижинский и Тамара Карсавина.
В 1910 году были представлены два авангардных спектакля: "Жар-птица" и "Шахерезада". Но настоящим открытием стал спектакль "Петрушка", вызвавший огромный интерес европейской публики к русскому быту и традициям.
За 20 лет существования Русских сезонов Дягилевым было поставлено свыше 80 спектаклей более чем в 40 городах мира. В течение этих 20-ти лет русский балет и опера восхищали зрителей, балет превратился в высокую моду. Самые выдающиеся художники и декораторы работали в подготовке к данных балетам, элита общества того времени стремилась войти в круг общения к звездам сцены и художникам, работающим над представлениями.
Успех Русских сезонов был поистине ошеломляющим. Они не только стали выдающимся событием в интеллектуальной жизни Европы, но и оказали мощнейшее влияние на всю западную культуру в самых различных ее проявлениях, не говоря уже о балете, дальнейшее развитие которого было предопределено ими на многие десятилетия вперед. Российская изобретательность балета в области танца, театра, декорирования сцены, музыки и визуального искусства, вдохновляли и давали заряд для нового творчества.
Русские сезоны стали стилем и понятием, которое было представлено широкой аудитории и которое все еще служит источником вдохновения людей творческих профессий нашей эпохи.