Балы и маскарады XIX столетия.
XIX век — господство массовых бальных танцев. И прежде всего — вальса. Не случайно XIX век называют эпохой вальса. Всё притягивало к нему: удивительная красота мелодий, свободное подчинение музыкальному ритму, непринуждённая манера исполнения, простота движений и поз. Кроме вальса танцевали гавот, менуэт, гросфатер, па-де-шаль, полонез, алеманду. Манера исполнения их, конечно, изменялась, подчиняясь новым вкусам, новой моде.
Массовые танцы соответствовали времени. В жизнь всё больше входили общественные балы и маскарады. Они устраивались в парках, скверах, в театрах, публичных залах. Причудливые костюмы на балах-маскарадах сочетались с маской. Мужчины в вечерних костюмах, то есть во фраке, с тростью и цилиндром, маску не надевали. Особенно пользовались успехом и были распространены балы художников. На них предпочтение отдавалось не богатым нарядам, а выдумке, остроумию, находчивости, богатые дамы и кавалеры появлялись в бумажных костюмах или сшитых из лоскутов материи. Изобретательный костюм привлекал внимание, а его владелец объявлялся королем бала.
Общественным балам предназначен был свой церемониал. При входе в танцевальный зал дама получала карточку. В ней указывался порядок исполнения и названия танцев. Кроме карточки дама получала эмблему бала, игрушку или какое-либо украшение. Согласно этикету каждый следующий танец дама должна танцевать с другим кавалером, так как только с женихом можно было танцевать несколько танцев подряд.
Придворные балы проходили в парадных залах дворца. Знатные гости вели себя надменно, чопорно приветствуя друг друга поклоном. Туалеты должны были тоже соответствовать строгим правилам придворного этикета.
В жизни России XIX века бальные танцы занимали большое место. Кавалер или дама, появляющиеся в обществе, должны были знать большое количество бальных танцев.
Начиная с Петровской эпохи во всех государственных и частных высших и средних учебных заведениях, военных школах, иностранных пансионах танец был обязательным предметом. Его изучали и в Царскосельском лицее, и в скромных ремесленных и коммерческих училищах. В России не только прекрасно знали все новейшие бальные танцы, но умели танцевать в благородной манере. Это объяснялось тем, что учителями бального танца были крупнейшие мастера русской балетной сцены, такие, как А. Глушковский, Огюст Пуаро, А. Новицкая, Л. Стуколкин, Е. Санковская. Они прививали своим ученикам благородную манеру исполнения, музыкальность и стремились к тому, чтобы учащиеся получали «совершенно новую форму в осанке, в поступи, в положении корпуса».
Очень часто танцмейстер не только преподавал светские манеры, но и занимался организацией балов, вечеров и маскарадов. Балетмейстер А. П. Глушковский, хорошо знавший быт русского общества, писал в своих мемуарах: «Балетмейстеры (то есть учителя танцев) играли в то время также немаловажную роль в высшем кругу общества. Зимой не проходило ни одного вечера, в который бы вельможи не давали бала; на балы всегда приглашали учителей танцев».
На придворных балах танцевали полонез, вальс, краковяк. Через 5-6 танцев объявлялся антракт. В антрактах лакеи разносили на серебряных подносах напитки и фрукты.
В 20-е годы XIX века танцевали мазурку в четыре пары, экосез, французскую кадриль, котильон и лансье.
В середине века купечество и нарождающаяся буржуазия начинают устраивать собственные балы. Балы и танцевальные вечера стали устраиваться в институтах и гимназиях.
На всех этих вечерах танцевали вальс, мазурку, па-де-шаль и особенно алеман. Этот вальс обычно танцевали кавалер и две дамы. В России он исполнялся необыкновенно поэтично и одухотворенно.
На семейных праздниках «под фортепьяно» исполнялись многие бальные танцы, среди которых первое место принадлежало котильону и французской кадрили.
С мазуркой и вальсом в 1850-е годы стала соперничать полька. Живой и массовый танец первоначально состоял из нескольких фигур, позже количество фигур сократилось. В России полька, входила в программу всех балов. Особенно любила исполнять польку молодежь. На гимназических студенческих балах она была самым любимым танцем. Наравне с полькой любители с увлечением танцевали краковяк, венгерку, вальс-мазурку.
В самом конце века в репертуар танцевальных вечеров входят такие танцы, как падекатр, миньон, шакон, фигурный вальс. На маскарадах и костюмированных балах часто танцевали галоп. Это танец с живым и быстрым темпом, необыкновенно лёгкий для освоения.
На протяжении всего XIX века на русских балах и праздниках исполнялись характерные танцы: фанданго, русская, казачок, кавказская лезгинка.
О балах и танцевальных вечерах того времени можно прочитать в «Евгении Онегине» А. С. Пушкина и в «Войне и мире» Л. H. Толстого.