Чечётка с конца XIX века всё больше завоёвывала мировую эстраду. Танцоры-чечёточники из цыган прибавили к ней ритмический аккомпанемент, состоящий из разнообразных хлопушек. Ударяя себя по голенищам сапог, по подошвам, по груди танцор придавал чечётке необыкновенный динамизм и удивительный темперамент. Но была и чечётка «культурная». Она исполнялась мягко, пружинисто, чисто и чётко. Соединившись с салонными танцами, чечётка органично вошла в репертуар танцоров в России.
Чечётка исполнялась на эстраде солистами, дуэтами или квартетами. Очень часто чечёточные танцы сочетались с народными; салонными, акробатическими и классическими.
В конце 20-х годов XX века слово «чечёточник» стало нарицательным, танец постепенно сошел со сцены. В конце XX — начале XXI века к нему опять возродился интерес.
Четвёртой разновидностью эстрадного танца начала XX века был «свободный танец», который пропагандировала американская танцовщица Айседора Дункан. Своим творчеством она призывала зрителя обратиться к естественным формам жизни, к природе. Благодаря ей впервые к эстрадному танцу стали относиться серьёзно. Это проявилось и в прессе, и в признании её наравне со знаменитыми музыкантами, танцовщиками, певцами. Выступления Дункан принимались и кафешантанной аудиторией. Здесь её принимали наряду с чечёточниками, исполнителями салонных и народных танцев. Профессиональный уровень танцевальной эстрады того времени был довольно высок. На основе профессионализма русской танцевальной эстрады развивались и утверждались малые хореографические формы с чёткой сюжетной завязкой, с режиссёрскими придумками, с хореографической кульминацией.
Городской цыганский танец.
Велико влияние чечётки на русский танец, матросский матлот, нэпманский чарльстон и блэк-боттом — танец в смокинге у мужчин и в блузоне с бриллиантами у женщин. Но особую роль она сыграла в развитии цыганского танца. Первым цыганским чечёточником был Николай Чубарое. А первой танцовщицей, которая внесла новые краски в школу городского цыганского танца, — Мария Артамонова. До неё женский цыганский танец исполнялся без прыжков и резких движений. Основное его украшение — покачивание корпусом, тремоло плечами. Танцовщица, стоя на коленях, сильно прогибалась назад, почти касаясь головой пола. Такое исполнение рождало особое очарование.
Мария Артамонова обладала особой пластикой рук и корпуса, так как брала уроки классического танца. Знание основ хореографии придавало её танцу и жестам широту и свободу, позволило ввести в него прыжки и вращения. Она не только облегчила костюм, но умело подчёркивала линии своей фигуры. Кроме того, Мария Артамонова первая ввела в национальный танец хореографическую композицию вместо свободной импровизации. В её исполнении «Цыганская венгерка» на слова поэта А. Григорьева «Две гитары за стеной жалобно запели...» сразу же приобрела популярность и вошла в репертуар многих исполнительниц.
Продолжила и творчески развила лирико-романтический стиль цыганского танца Марии Артамоновой выдающаяся цыганская танцовщица — Ляля Чёрная (1915-1982). Удивительно красивая и статная, с огромными черными глазами и длинными блестящими волосами, исполнительница начинала свою артистическую карьеру в хоре Е. Л. Полякова. В 1931 году был создан театр «Ромэн», и Ляля Чёрная стала украшением труппы. Но огромный успех и популярность пришли к ней после выхода на экраны кинофильма «Последний табор».