Во времена социалистического реализма степу, как и другим буржуазным искусствам, приходилось нелегко. Его капиталистический облик (фрак, бабочка, цилиндр, тросточка) вызывали раздражение. Тем, кто был увлечен танцем, приходилось прикрывать свое степистское естество русско-цыганскими нарядами. Но, несмотря на запреты, советский степ жил, развивался и плодил своих звезд. Братья Гусаковы (они танцевально декорировали Людмилу Гурченко в «Карнавальной ночи»), братья Сазоновы, Владимир Зернов и его сын Евгений, Нина и Владимир Винниченко, Юрий Гусаков, Раиса и Владимир Кирсановы жизнерадостно били степ в жизнерадостной советской действительности. А в 1984 году степ спрыгнул с эстрадных и ресторанных подмостков на широкий киноэкран и стал главным героем фильма Карена Шахназарова «Зимний вечер в Гаграх». В фильме участвовали известные степисты Евгений Зернов, братья Игорь и Олег Федоткины, Владимир Кирсанов, который ставил и танцевальные номера, а так же совсем неизвестный Аркадий Насыров. Именно он вызвал восторженные симпатии зрителей. Стройный, элегантный, фотогеничный Насыров напоминал Фреда Астера, многие прочили ему такую же звездную карьеру. Но, увы!
Сегодня степ в России — это танцевальные студии, спектакли, где драматические артисты бьют степ, а еще выступления степистов в дорогих клубах, напоминающих гангстерский «Коттон-клаб».
У каждого танца бывают периоды взлета и затишья. После популярности степа в 30-50-е годы начался период застоя. Да — эстрада, да — мюзиклы, но ажиотажа прежних лет нет. Степ задавили другие танцы и ритмы. Умы и тела будоражили рок-н-ролл, твист, брейк... Степ — это доброе ретро, но не день сегодняшний.
И вдруг весь мир вздрогнул под напором шоу, придуманного ирландцами. Начался бум по имени «Риверданс», в основе которого ирландский степ. Что это такое? Это Ниагара, мощная дробь каблуков, от которой можно потерять рассудок, смерч, сметающий всё на своем пути.
Грандиозное ныне шоу начиналось в Дублине со скромной 15-минутной заставки для Евровидения. Продюсер Мойя Дохэрти и ее муж режиссер-постановщик Джон Макколган представили 300-миллионной телевизионной аудитории малоизвестную кельтскую музыку и национальный ганец — ирландский степ. Успех рекламного ролика вдохновил на создание полноценного шоу. Музыкальная основа — древнекельтский фольклор в интерпретации композитора Билли Уиллана, танцы ставит многократный чемпион мира по ирландскому степу Майкл Флэтли. В шоу танцуют не профессиональные артисты, а подростки, те, кто с трех лет занимается в степ-клубах, которых в Ирландии великое множество.
Отличается ли ирландский степ образца 90-х годов от американского?
— Еще как, это день и ночь,— рассказывает Илья Стрельцов, в прошлом солист ансамбля Игоря Моисеева, проработавший по контракту в «Риверданс» пять лет. Он и несколько других солистов моисеевского коллектива на фоне подросткового большинства смотрелись как мэтры.— В американском степе допустимы вольные импровизации, в ирландском это исключено. Техника уникальная, а культура ног близка к балетной: выворотные стопы, натянутые подъемы. Все прыжки начинаются от стопы, в то время как колени прямые. Причем, стопы расслаблены, если они будут зажаты, то не добьешься мощного звука. Они ходят ходуном и вывернуты на 180 градусов, направо-налево, вовнутрь-наружу. Что касается обуви, то это нечто фантастическое. Танцуют в степовых туфлях, но на высоких каблуках. На нос и каблук набиваются деревянные пластинки в 2 см толщиной, а на них пластмассовые набойки — для звука. Туфли такие тяжелые и жесткие, хоть гвозди ими забивай. Внутри они сделаны по принципу пуант — жесткая подошва, проклеенная и прошитая. Для большей жесткости стопы ног забинтовываются изолентой, потом надеваются туфли, они шнуруются, а сверху всё это затягивают ремнем.
Не удивительно, что зал не выдерживает такой мощи, и, когда на рампу движется шеренга танцоров, бесперебойно бьющих о сцену ногами, он встает. Стоя приветствовал танцоров и зал Кремлевского дворца, где прославленный Роберт Флэтли представлял свое шоу «Lord of the Dance», созданное им после ухода из «Риверданс». Так что жизнь степа продолжается.