«Постмодернистская» — искусство танцперформанса, в котором можно выделить несколько линий:
— импровизационный танцтеатр имеет корни в театре абсурда, использует сильные визуальные и эмоциональные образы, простой (но нетривиальный) язык движений, абстрактную либо парадоксальную музыку, нелинейную композицию. Прежде всего это творчество П. Бауш, Б. Тромлер. В. Ньюпорт, С. Линке, Г. Золлиг;
— танцперформанс как направление постмодернистского искусства, начало которому положил «Джадсоновский театр» — история его развития достаточно подробно рассматривалась в 5 главе.
На первый взгляд импровизация означает спонтанность творческого выражения, и для большинства художников именно в этом состоит ее ценность. Поэтому возникает вопрос: можно ли научиться импровизировать и что это может дать для танца?
Импровизация — это осознанная спонтанность.
В современном хореографическом искусстве часто, особенно в России, считается, что импровизация возможна только в бытовой хореографии, в социальном танце, и она не может быть видом искусства и иметь сценическое воплощение. Однако, как уже упоминалось выше, практика перформанса и творчество многих известных хореографов доказывают правомерность импровизации как вида сценической хореографии.
Рассматривая импровизацию как вид хореографического искусства, можно определить ее признаки:
— уникальность каждого индивида в своем движенческом контексте.
— источник движения всегда находится внутри исполнителя, это не просто мышечная реакция на те или иные внешние раздражители, но и выражение внутреннего «я».
— основа техники импровизации — нахождение наиболее оптимальных путей затраты физической и психической энергии для движения.
— следование спонтанным движенческим либо психологическим импульсам, существование «здесь и сейчас».
— поиск индивидуального движенческого материала, открытие внутреннего мира и передача этого внутреннего видения через движение.
— импровизация, несмотря на целый ряд технических приемов и определенные школы и методики, все-таки не танцевальная техника, а исследование индивидуальных возможностей тела, зримое выражение состояния и эмоций конкретного исполнителя.
— импровизация — это путь контакта индивидуума с объектом, с настроением, с ситуацией. С одной стороны, танец — это всегда свобода самовыражения, это спонтанность, импровизационность. С другой стороны, танец всегда ассоциируется с понятием «школа», некой «выученности» исполнителя и его способности исполнять «правильные» движения. Исторически танец возник как импровизация, и бытовой танец всегда был выражением сиюминутных эмоций исполнителя. Хореография как система записи танца появилась тогда, когда возникла необходимость фиксации и передачи накопленного опыта.
Импровизация изначально более «индивидуалистична», а хореография основывается, если можно так выразиться, на «стадных инстинктах», значимость которых для человека очевидна.
С точки зрения зрителя нет особой разницы между импровизацией и хореографией, особенно в современном танце. Конечно, в заранее отрепетированной хореографии движения более синхронные и отточенные, однако на восприятие зрителя действует не только техническая сторона исполнения, но и энергия сотворчества, сопереживания, которая передается или не передается в зал и захватывает либо не захватывает зрителя. В случае удачной импровизации «творимый» смысл, энергия самого творческого процесса может передаваться внимательному зрителю и вызывает сопереживание. В случае удачной хореографии изначальный замысел может соединяться с личным присутствием и энергией исполнителя и вызывает понимание и сопереживание в зрительном зале.