Хореография предполагает владение телом и его техническое совершенство, поэтому главная цель исполнителя — с помощью «воспитанного» школой тела выразить замысел и идею хореографа. Импровизация предполагает сотворчество с телом при одинаковой значимости предыдущего опыта и сиюминутных импульсов. Для импровизации необходимо чувствующее и «думающее» тело. В хореографии есть некий зафиксированный материал, созданный в прошлом, в импровизации сценический образ создается в её процессе и может стать любым, в зависимости от сегодняшнего, сиюминутного состояния исполнителя. У импровизации есть значение: «с этого момента».
Вечный вопрос: что первично — движение или замысел движения? Что возникает сначала — настроение, и оно выражается через движение, или движение, которое дает определенное настроение и состояние? Эти вопросы принципиально разделяют свободную импровизацию и хореографию.
Вернемся к изначальному значению слова «хореография». «Хорео» — движение, «графо» — писать, т. е. это запись движений. Само слово подразумевает, что движение уже создано и задача хореографа — записать, зафиксировать его. Основное противоречие между импровизаторами и хореографами состоит в том, что первые ратуют за спонтанность, сиюминутность движения, которое рождается «на глазах изумленной публики», но при желании повторить эту же движенческую фразу или удачное выступление импровизаторы вольно или невольно прибегают к повтору к воспроизведению уже найденного, т. е. к фиксации материала. А это уже хореография. И наоборот, хореографы, которые имеют четкий план-замысел будущего произведения, во время постановочной работы находятся в состоянии творческого поиска, варьируют и меняют движение, которое может дать новое прочтение и коррекцию заранее составленного плана. Так стоит ли противопоставлять эти два взаимодополняющих элемента творчества? Не проще ли использовать и те, и другие приемы для создания реального произведения, которое будет интересно зрителю, независимо от того, каким способом оно было создано?
Импровизация, которая используется во время поисков движения в работе хореографа, должна быть управляема и контролируема. Особенно серьезные ограничения возникают, когда импровизация происходит под музыку. Музыка диктует определенное настроение, задает темпо-ритмическую структуру, воздействует на движение через свой стиль и характер. Движения в этом случае интерпретируют музыку или сознательно вступают во взаимодействие, а иногда и конфликтуют с ней.
Найденные в процессе импровизации движения еще не оформлены и не зафиксированы, и если вдруг возникает движение, которое соответствует задуманному хореографом, то необходимо его повторить и зафиксировать. При оценке значимости найденных движений хореограф может руководствоваться следующими критериями отбора:
— движение имеет значение, соответствует идее будущей постановки;
— движение интересно и оригинально в исполнении, динамике или в пространственных характеристиках;
— движение имеет потенциал для развития.
Итак, хореограф создал замысел, определил жанр и выбрал форму, исходя из стиля танца, разработал индивидуальный язык движений, отталкиваясь от анализа движений в системе Лабана, изменил и нашел те движения, которые на его взгляд отражают будущий замысел. Наконец наступил этап структурирования и создания определенной формы будущего произведения хореографического искусства.