envelope search white heart share comment
Статьи, заметки, публикации

Импровизация в хореографии

Хореография предполагает владение телом и его техническое совершенство, поэтому главная цель исполнителя — с помощью «воспитанного» школой тела выразить замысел и идею хореографа. Импровизация предполагает сотворчество с телом при одинаковой значимости предыдущего опыта и сиюминутных импульсов. Для импровизации необходимо чувствующее и «думающее» тело. В хореографии есть некий зафиксированный материал, созданный в прошлом, в импровизации сценический образ создается в её процессе и может стать любым, в зависимости от сегодняшнего, сиюминутного состояния исполнителя. У импровизации есть значение: «с этого момента».

Вечный вопрос: что первично — движение или замысел движения? Что возникает сначала — настроение, и оно выражается через движение, или движение, которое дает определенное настроение и состояние? Эти вопросы принципиально разделяют свободную импровизацию и хореографию.

Вернемся к изначальному значению слова «хореография». «Хорео» — движение, «графо» — писать, т. е. это запись движений. Само слово подразумевает, что движение уже создано и задача хореографа — записать, зафиксировать его. Основное противоречие между импровизаторами и хореографами состоит в том, что первые ратуют за спонтанность, сиюминутность движения, которое рождается «на глазах изумленной публики», но при желании повторить эту же движенческую фразу или удачное выступление импровизаторы вольно или невольно прибегают к повтору к воспроизведению уже найденного, т. е. к фиксации материала. А это уже хореография. И наоборот, хореографы, которые имеют четкий план-замысел будущего произведения, во время постановочной работы находятся в состоянии творческого поиска, варьируют и меняют движение, которое может дать новое прочтение и коррекцию заранее составленного плана. Так стоит ли противопоставлять эти два взаимодополняющих элемента творчества? Не проще ли использовать и те, и другие приемы для создания реального произведения, которое будет интересно зрителю, независимо от того, каким способом оно было создано?

Импровизация, которая используется во время поисков движения в работе хореографа, должна быть управляема и контролируема. Особенно серьезные ограничения возникают, когда импровизация происходит под музыку. Музыка диктует определенное настроение, задает темпо-ритмическую структуру, воздействует на движение через свой стиль и характер. Движения в этом случае интерпретируют музыку или сознательно вступают во взаимодействие, а иногда и конфликтуют с ней.

Найденные в процессе импровизации движения еще не оформлены и не зафиксированы, и если вдруг возникает движение, которое соответствует задуманному хореографом, то необходимо его повторить и зафиксировать. При оценке значимости найденных движений хореограф может руководствоваться следующими критериями отбора:

— движение имеет значение, соответствует идее будущей постановки;

— движение интересно и оригинально в исполнении, динамике или в пространственных характеристиках;

— движение имеет потенциал для развития.

Итак, хореограф создал замысел, определил жанр и выбрал форму, исходя из стиля танца, разработал индивидуальный язык движений, отталкиваясь от анализа движений в системе Лабана, изменил и нашел те движения, которые на его взгляд отражают будущий замысел. Наконец наступил этап структурирования и создания определенной формы будущего произведения хореографического искусства.

В. Никитин

Национальный конкурс народной хореографии.

Читать

28 января
«Приз хореографа Виктора Шершнева» - это всероссийский хореографический конкурс для представителей молодого поколения россиян. далее
Международный фестиваль восточного танца в Барселоне

Читать

1 ноября
8 февраля станьте участником или зрителем прекрасного мирового шоу восточных танцев! далее
Barcelona Dance Award 2018

Читать

19 октября
Barcelona Dance Award пройдет с 29 марта по 02 апреля 2018 года - танцевальный чемпионат для школ, компаний и групп со всего мира! далее
ПЛАСТИКА УЗДЕЧКИ ЯЗЫКА И ГУБ Оказать помощь с исправлением уздечки в Екатеринбурге вам помогут детские стоматологи клиники «Классик Дент». В нашей клинике применяется два вида коррекции уздечки губ и языка: лазерный и хирургический. Для подбора метода коррекции Вам необходимо записаться на консультацию по телефону +7 (343) 3443501 или прийти к нам по адресу: г. Екатеринбург, ул. Мамина-Сибиряка, 36, стоматологическая клиника для детей и подростков «Классик Дент».

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ