Слава Штрауса началась с дебюта в казино «Домайер». Сначала его вальсы околдовали Австрию, а затем, перелетев ее границы, принесли композитору мировую известность. Так на одном из вечеров в честь Штрауса, где собрались Амбруаз Тома, Гюстав Флобер, Теофиль Готье и принц Уэльский, принц заявил, что вальс «Голубой Дунай» стал рекой, протекающей через весь мир. В Бостоне, куда Штрауса пригласили на празднование 100-летия Независимости Америки, он растерялся от неожиданности, увидев в концертном зале сто тысяч слушателей, а в хоре — двадцать тысяч певцов. Штраус признавался, что не понимал, как начать. Это было сделано по-американски — раздался пушечный выстрел. Штраус-сын был назван официальным композитором балов двора Габсбургов.
«Весенние голоса», «Венская кровь», «Жизнь артиста», «Радуйтесь жизни», «Прекрасный май», «Розы юга». «Голубой Дунай», «Сказки Венского леса»... — сами на звания штраусовских вальсов звучат как праздник.
Помимо них Штраус писал польки, мазурки, марши, а еще — оперетты. И среди них два шедевра — «Летучая мышь» и «Цыганский барон», в которых царит стихия танца. Такое богатство мог создать только настоящий король.
Ушел из жизни Штраус спокойно, во сне, 3 июня 1899 года.
На другой день к дирижеру Эдуарду Кенслеру, исполнявшему перед огромной толпой венцев музыку Штрауса, подбежал посыльный и что-то шепнул ему. Дирижер остановил оркестр и повернулся лицом к публике. Он не сказал ни слова, но все поняли: случилось нечто ужасное. Оркестр медленно заиграл «Голубой Дунай».
В этот день во всех семистах семидесяти танцевальных залах Вены звучала музыка Иоганна Штрауса. Так венцы прощалась с «королем вальса».
Штраус ушел из жизни за семь месяцев до прихода нового века. Но на протяжении всего прошлого и в век нынешний его вальсы столь же популярны, как и при его жизни.
В СССР вальс слегка подрастерял свои капиталистические блестки, страна строила социализм: тут не до роскоши, в живых бы остаться. Но зато вальс приобрел кое-что другое. Он зазвучал более лирично и проникновенно. Это не лучезарный, кипящий венский вальс. Это уже наше родное, сентиментальное, грустное. «Севастопольский вальс», «Школьный», «Солдатский»... Такого, конечно, Штраус вообразить не мог. Как нельзя было представить, что во время Великой Отечественной войны вальс станет народным танцем и даже песней.
«С берез, неслышен, невесом, слетает желтый лист. Старинный вальс "Осенний сон" играет гармонист...» А «Синий платочек»! Этот вальс написал еще до Второй мировой войны польский композитор Иржи Петербургский. В разных текстовых вариантах его пели Изабелла Юрьева, Лидия Русланова. В 1942 году «Синий платочек» со стихами, написанными лейтенантом Михаилом Максимовым, спела Клавдия Шульжено. И этот новый «Синий платочек» мгновенно стал любимой песней всего советского народа. Без обязательного исполнения «Синего платочка» не обходился ни один концерт народной артистки страны Клавдии Шульжено.
Совсем скоро страна Советов увидели трофейный фильм Жюльена Дювивье «Большой вальс». Картина не имела ничего общего с реальной жизнью Штрауса, но советские граждане, жестоко обделенные красотой, были околдованы волшебной музыкой, танцами и, конечно, восхитительной Милицей Корьюс, выступившей в главной роли. Здесь всё бурлит, пенится, сверкает, хотя не обойдется и без грустной ноты, когда зазвучит вальс, который дарит своей возлюбленной композитор, расставаясь с ней навсегда.