
Несмотря на свою почти юношескую свежесть у этого танца фантастический возраст. Говорят, его танцевал в своей одинокой лачуге философ Сократ. А вообще-то история рождения вальса покрыта пеленой тумана. И известно только, что долгое время он, как и многие другие танцы, шел по сладкому разряду — порок.
Слово вальс вошло в употребление с XVIII века и происходит от более древних — «weller», «walzen», что значит «кружиться, скользить». Партнеры во время исполнения танца находились неприлично близко другу к другу, что вызывало резко негативное отношение к вальсу. Даже в начале XIX века, когда танец начал свое победное шествие по Европе, в некоторых странах, в частности в Великобритании, вальс всё еще был под подозрением в неприличности и аморальности.
Что же говорить о временах, предшествовавших этому. В местах, где исполнялись подобные кружащиеся танцы, находился представитель власти, внимательно следивший за танцующими. При малейшем нарушении правил он мог остановить оркестр и прекратить веселье. В некоторых городах Германии кавалера, если он осмеливался чрезмерно кружить даму, могли упрятать в тюрьму. Хотя неизвестно, где кончался предел и начинался беспредел этой чрезмерности.
В России лишь после смерти Екатерины II, не любившей вальс, танец допустили к русскому двору. Тут он развернулся в полную силу, увлекая в свой вихрь горячих поклонников. Какие только дифирамбы ему не пелись! «Литературная газета» в 1845 году писала: «Что такое вальс? Это музыкальная поэма, которая может принимать всевозможные формы. Вальс бывает живой или меланхолический, огненный или нежный, пастушеский или военный, его такт свободен и решителен и способен принимать всевозможные изменения как калейдоскоп. Первое условие в нем — мелодия, богатство гармонических звуков его украшение. Он независим и как каприз не подчиняется правилам, не стесняется границами».
Хотя настороженное отношение к вальсу всё еще оставалось. Было установлено правило: девушка не могла танцевать вальс на балу без разрешения сопровождавших ее старших. В романе Льва Толстого «Война и мир» такое разрешение Наташе Ростовой на ее первом балу давала мать, отпуская на танец с князем Андреем.
Но вальс — это не только танец, но и музыка. Можно перечислять имена композиторов, написавших вальсы — поэтичные, веселые, лиричные, грустные, забавные, драматичные. Моцарт, Шуберт, Шопен, Оффенбах, Глинка, Грибоедов, Чайковский, Глазунов, Прокофьев, Хачатурян... Однако в бытовом сознании вальс и его мировая популярность связаны с именем одного музыканта, который сделал вальс королем танцев, а сам был объявлен его королем; это — Иоганн Штраус-сын. Хотя до него во славу и во имя вальса потрудились Иозеф Ланнер и Иоганн Штраус-отец. Но в 1844 году их владычеству пришел конец, трон занял Штраус-сын. И с тех пор весь мир не может вырваться из плена штраусовских вальсов.
Любопытно, что Штраус-отец, типичный венец, женился на девушке других горячих кровей — Анне Штрейм. По одной легенде, мать Иоганна Штрауса происходила из знатного испанского рода, по другой, ее отец был цыган. И то, и другое нигде документально не подтверждено, но Вена долго не могла смириться, что ее кумир, ее герой, ее король не настоящий венец. В истории часто случается, что тот, кто является славой и гордостью нации, по крови представитель совсем другого народа.
Штраус не был похож на венца — черноволосый, с пламенными темными глазами, с бурным темпераментом. Его вальсы искрятся и сверкают, обрушиваясь на слушателя хрустальным водопадом. Они почти невесомые, сотканные из солнца и радости, возникающие так же неожиданно, как дворцы в арабских сказках.