envelope search white heart share comment
Статьи, заметки, публикации

Танец модерн в Америке

Первым педагогом, хореографом и исполнительницей, последовательно создающей новую манеру и технику танца, была Марта Грэхем (Martha Graham; Грэм, в различных источниках ее фамилия транскрибируется по-разному, в данной работе будет использоваться более распространенное написание Грэхем). За свою долгую жизнь (1893-1991) около 70 лет она провела на сцене, много и плодотворно работая.

Грэхем рассматривала танец как один из путей самопостижения, как средство, способное выявить подсознательное, передать тончайшие эмоции. В самой архитектонике танца Грэхем раскрывает человеческие мотивы поведения, однако ее хореография не реалистичное отражение душевного состояния, она всегда метафорична и гиперболизирована. В своих исканиях педагога и хореографа Грэхем постоянно разрабатывала новые пространственные и динамичные возможности танцевального движения, она утрированно обнажила механизм движения — усилие и расслабление, ставшие важнейшими элементами ее танцевальной лексики.

Техника М. Грэхем рождалась постепенно, она создавала спектакли, а не упражнения, но иногда из хореографии возникали комбинации, которые разучивались в классе. Грэхем считала, что танцор не должен делать бессмысленных движений, даже когда он тренирует свое тело, по ее мнению, техника — это разум, с помощью которого мы воскрешаем свою работоспособность. «В создании своей техники М. Грэхем делает напряжение одним из главных выразительных средств танца, считая, что сама жизнь есть усилие и без усилий мыслей хореографа не передать. Ее техника основывается на ударных импульсах, именуемых сокращениями или "сжатиями" (contraction), которые проходят по телу, рукам и ногам, подобно тому, как, согласно объяснению Агнесс де Миль, "волны движения пробегают по кнуту при ударе". Сокращения и моменты освобождения от сокращения (contraction и release) составляют основу техники Грэхем. Основное внимание Грэхем уделила развитию подвижности спины, позвоночник наклоняется, загибается и поворачивается вокруг своей оси. Важную роль в технике Грэхем играют падения и подъемы. Использование гравитации, приближение к земле играет не менее существенную роль в формировании движения, чем окружающее танцовщика пространство. Важную роль играют движения босой ступни исполнителя, которая не только невыворотна, но и не всегда вытянута.

Марта Грэхем говорила, что движение никогда не лжет. Оно выдает то, что чувствует ваше сердце. С самого начала своей самостоятельной работы она утверждала, что танцовщик должен работать в равной степени как физически, так и эмоционально. Даже в состоянии внешнего покоя в ее танце не было расслабления. В течение многих лет техника так или иначе видоизменялась ее создателем. М. Грэхем адаптировала ее к своим новым интересам или к танцовщикам, с которыми работала. То, что преподавалось в Школе современного танца М. Грэхем к моменту ее смерти в 1991 году, было гораздо менее скупо, лаконично и жестко, чем то, что преподавала сама Марта в 1930 году, когда она сформулировала ключевые принципы своей методики. С самого начала Грэхем очень мало использовала выворотность. Параллельная позиция, как и сокращенные стопы, больше соответствовали намеренному примитивизму ее танца. Позднее движения, придуманные ею для «греческих» танцевальных драм, многие из которых основаны на античных или азиатских манерах движения, вотттли в экзерсис класса, придав ему более высокий уровень сложности.

В труппе М. Грэхем за время ее существования работало достаточно много исполнителей, которые, закончив карьеру танцовщика, продолжили традиции школы Грэхем в своей хореографической и педагогической деятельности.

В. Никитин

12
Национальный конкурс народной хореографии.

Читать

28 января
«Приз хореографа Виктора Шершнева» - это всероссийский хореографический конкурс для представителей молодого поколения россиян. далее
Международный фестиваль восточного танца в Барселоне

Читать

1 ноября
8 февраля станьте участником или зрителем прекрасного мирового шоу восточных танцев! далее
Barcelona Dance Award 2018

Читать

19 октября
Barcelona Dance Award пройдет с 29 марта по 02 апреля 2018 года - танцевальный чемпионат для школ, компаний и групп со всего мира! далее
Подробнее о дикторе Когда проект предполагает запись дикторских текстов на разных языках, вы можете отметить сразу несколько языков, удерживая клавиши Ctrl или Shit на клавиатуре. Если вашему запросу соответствует немного дикторов, вам будут также предложены похожие голоса. При подборе похожих актеров игнорируются наименее значимые критерии поиска.

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ