Била степ и советская звезда Любовь Орлова, да не где-нибудь, а на жерле пушки в фильме «Цирк».
Те, кто помнят свою жизнь в СССР, конечно, не забыли популярную тогда программу «Мелодии и ритмы зарубежной эстрады». Ее показывали в ночь с 31 декабря на 1 января. Там тоже был степ, а била его восхитительная блондинка, чешка Хелена Вондрачкова.
Иссиня-черная брюнетка Лайза Минелли, снявшаяся в фильме английского режиссера Льюиса Джилберта «Степ», призналась, что преклоняется перед этим танцем, и уверяла, что степ — идеальное средство как для ума, так и для цвета лица. Актриса советовала всем женщинам хотя бы раз в неделю заниматься степом, поскольку он чудодейственным образом помогает сохранить фигуру.
В 20-е годы прошлого века в Нью-Йорке было одно злачное, но весьма притягательно местечко — знаменитый гарлемский «Коттон Клаб». Держали его гангстеры, и всё здесь было по полной программе: пьяные драки, перестрелки и самый классный степ. Посмотреть на выступавших в клубе братьев Николе собирались преступники, политики и театральная богема.
В 1984 году Фрэнсис Коппола создал фильм «Коттон Клаб», в котором снялись два брата Морис и Грегори Хайнс. И если Морис остался мало кому известным чечеточником, за что и возненавидел брата, то Грегори известен всей Америке.
Грегори было два года, когда он начал брать уроки степа. Вскоре Грег и Морис стали выступать в дуэте «Малышки Хайнс», а позднее вместе с отцом в составе семейного ансамбля. Тощий Грег с удовольствием дурачился на сцене, пролетая в чечетке так, как будто у него были крылья. Но настоящий успех пришел к нему спустя годы. В 1982 году Хайнс получил свою первую главную роль на Бродвее в ревю на музыку Дюка Эллингтона с участием танцовщицы Джуди Джемисон. Газеты восторженно восклицали: «Это — человек-молния; его поистине невозможно сдержать».
Вслед за театральной удачей приходит удача кинематографическая. Фильм «Коттон клаб» делает из Грегори звезду. Кстати, когда-то его бабушка исполняла в этом клубе свинг. Теперь ее внук выступил в фильме в роли черного танцовщика, влюбленного в певицу. С помощью степа он объясняется в любви, степ становится его оружием в борьбе с соперником. Дробь каблуков Хайнса убивает конкурента, как пулеметная очередь. А порой эта дробь монтируется с кадрами, изображающими перестрелку противоборствующих банд.
Грег снялся во многих фильмах, в том числе и «Белых ночах», где его партнером был Михаил Барышников, выпустил несколько дисков как певец, а в бродвейском мюзикле «Последняя передряга Джелли» исполнил роль композитора и пианиста, одного из творцов американского джаза — Джелли Ролла Мортона. Что делал Хайнс на сцене, играя композитора? Он бил степ; и так вдохновенно, что спектакль получил одиннадцать премий «Тони».
Сегодня танец Хайнса можно увидеть только на киноэкране. В 2003 году Грегори Хайнс, один из самых лучших афро-американских мастеров стэпа, умер от рака на 57-м году жизни. После его кончины газеты писали: «Танец Хайнса исходит из инстинктов, импульсов и безграничном творческой фантазии».
А что же Россия? Первый раз американскую диковинку русский зритель увидел в Петербурге в 1907 году. Специально выписанные из Америки негритянские танцоры произвели такое впечатление, что были приглашены в «Зимний дворец» для выступления на официальном приеме, устроенном министром Императорского Двора. Чечетка сильно пришлась по душе русскому человеку: какой же русский не любит топать ногами, а в русской пляске столько дробей и переборов, что чужакам такое и не снилось. Отечественные танцоры, проглотив и художественно переварив американскую штучку, стали включать ее в русские, цыганские, матросские танцы. Некоторые особенно восторженные русофилы даже утверждали, что родина степа — необъятная Россия, а суть его — загадочная русская душа. Но это уже перебор. Русские танцоры довольно быстро добились успеха в степе и даже гастролировали за рубежом, что лишний раз убеждает в одном: какой же русский...