envelope search white heart share comment
Статьи, заметки, публикации

Ритмопластический танец в России начала XX столетия

Главным толчком для развития ритмопластического танца в России стал приезд в 1912 году швейцарского музыкального педагога, композитора и общеизвестного деятеля Эмиля Жака-Далькроза. Ещё в 1911 году князь Сергей Волконский опубликовал в журнале «Аполлон» статью о необычайной школе музыки и ритма, которую Далькроз создал в Хеллерау близ Дрездена в 1880 году. В дальнейшем Волконский пропагандировал метод Жака-Далькроза на курсах ритмической гимнастики в Петербурге. В 1920-х годах в Москве и Петрограде существовал Институт ритма по методу Жака-Далькроза.

Огромным преимуществом Далькроза перед Дункан было наличие системы. Лозунги Дункан соответствовали модели и духу времени, но были во многом утопичны, не имея под собой прочной основы. Уроки Далькроза были хорошо выстроены, доступны и приносили реальную пользу. Книга Далькроза «Ритм» издавалась в России дважды и способствовала распространению его метода. Упражнения Далькроза были предназначены для обучения детей музыке. Они были основаны не только на духовном, но и «телесном» переживании музыкального произведения, на претворении его в движение, что способствовало более полному и быстрому овладению ритмикой и эмоциональным содержанием музыки. Далькроз настаивал на теснейшем взаимодействии музыки и движения, полагая в основу союза ритм, который, по словам С. Волконского, есть «то единственное, что проникает в слышимую музыку и видимую пляску, только через ритм движение из звука переходит в пляску». Такое значение ритма Дункан не учитывала, она настаивала на духовном переживании музыки, забывая о подчинении тела ритму, поэтому танец её учениц сплошь и рядом оказывался немузыкальным, представляя собой «актёрствование во время музыки», «пластическую мелодекламацию».

Как и Дункан, Далькроз обращался к творчеству древних греков, в котором он нашел то, что утратила современная ему хореография.

Гастроли Дункан и пропаганда системы Далькроза способствовали возникновение в России множества студий ритмопластического танца.

О создании собственной школы давно мечтала и сама Айседора. Её мечте суждено было сбыться уже в советское время. В послереволюционной России она видела огромные возможности для воспитания посредством музыки и танца новых гармонично развитых людей. В 1924 году советское правительство удовлетворило её просьбу о создании школы, открытие которой состоялось в особняке на Малой Пречистенке. Первоначально было принято шестьдесят девочек, предпочтение при наборе отдавалось детям рабочих. Кроме Дункан занятия вела её приёмная дочь Ирма. Уроки преследовали цель физически раскрепостить и всесторонне развить красоту, гибкость, силу человеческого тела. Они проходили на фоне музыкальной импровизации, в лёгких хитонах, босиком. И, по свидетельству современников, учение приносило свои плоды. Приходившие в школу физически слабые, робкие девочки становились гибкими, пластичными, раскованными. Дункан считала, что заниматься пластикой, танцами нужно начинать с раннего возраста, когда малыш ещё способен естественно выражать свои эмоции и свободен от многих комплексов взрослого человека. Ребенок должен раскрепоститься настолько, чтобы уметь выражать свою внутреннюю жизнь в свободных телодвижениях, считала Дункан. Отсюда её неприятие каких-либо канонов, школы, методов, которые якобы сковывали человека и мешали его самораскрепощению. Вместо методов были красивые, но весьма расплывчатые призывы к слиянию «с общей гармонией и движениями природы». В первые годы существования студии её выступления проходили весьма успешно. Школа Дункан выезжала на гастроли за рубеж — в Англию, США, Китай, объездила множество республик и городов нашей страны. Кроме танцев-игр исполнялся цикл — «Революционные танцы», в который входили «Интернационал», «Варшавянка», «Замучен тяжелой неволей», «Кузнецы». Среди воспитанников выделялась одаренностью Мария Борисова, позже ставшая инструктором школы и постановщиком номеров.

В. Пасютинская

Национальный конкурс народной хореографии.

Читать

28 января
«Приз хореографа Виктора Шершнева» - это всероссийский хореографический конкурс для представителей молодого поколения россиян. далее
Международный фестиваль восточного танца в Барселоне

Читать

1 ноября
8 февраля станьте участником или зрителем прекрасного мирового шоу восточных танцев! далее
Barcelona Dance Award 2018

Читать

19 октября
Barcelona Dance Award пройдет с 29 марта по 02 апреля 2018 года - танцевальный чемпионат для школ, компаний и групп со всего мира! далее

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ