
Будущее произведение, которое создает хореограф, уже на этапе замысла имеет какую-то форму. В основе этой формы должен быть некий фундамент, некое основание. В хореографии таким фундаментом является мотив, т. е. доминирующий элемент композиции.
«В хореографии "пластический мотив" — это наименьшее танцевальное, композиционно завершенное построение, в котором неразрывно сплавлены рисунок (или направление движения), танцевальное движение, его характер, манера исполнения... У каждого из этих элементов — у рисунка у движения, у характера — свои физические параметры, свое физическое лицо", своя внутренняя логика действия».
В последние годы часто в критический статьях и исследованиях, посвященных танцу, встречаются термины, которые заимствованы из музыки: лейттема и лейтмотив, контрапункт, полифония. Однако в эти термины вкладывается иной смысл, нежели в музыковедении. «Часто отождествляют совершенно различные музыкальные принципы, например полифония и симфонизм: если в танце имеются элементы хореографической полифонии, хореографического многоголосия, тс его называют симфоническим».
Термин «хореографическая тема» или, как ее еще часто называют, «лейттема» — некорректен. С одной стороны, некоторые исследователи считают темой одно па, например, темой Жизели — арабеск, темой Авроры — аттитюд и т. д. С другой стороны, считается, что лейттема — это комбинация нескольких движений. С одной стороны, лейттема — это запоминающееся движение или комбинация движений, которые характеризуют данного персонажа, с другой — это некая комбинация движений, которая проходит на протяжении всего спектакля и олицетворяет определенное состояние или идею и может исполняться разными исполнителями и кордебалетом.
«Прибегая к аналогии с музыкой, можно предположить, что и в хореографии пластический мотив — это небольшая слитная группа движений, обладающая относительной значимостью. Кроме того, в хореографии очень распространен еще один вид пластического мотива — многократное повторение одного движения. Примером этого служат знаменитые тридцать два фуэте, цепочки шене, туры, прыжки и т. д. Такой тип мотива встречается и в музыке — многократное повторение одного звука или группы звуков. Однако часто упускается из виду то обстоятельство, что аналогия не есть тождество и что дублировать музыку просто физически невозможно, потому что нельзя проиллюстрировать на сцене все ее мелодическое, гармоническое, фактурное, ритмическое и тембровое богатство. Думается, что подобные идеи не владели балетмейстерами (за исключением, наверное, Далькроза). Стремление же создать в балете-симфонии хореографический тематизм, связанный с музыкальным, лишь свидетельствует об умении мыслить обобщенными образами, об уважении к музыкальной основе произведения».
Можно сделать вывод, что пластическая тема или пластический мотив, а если он проходит на протяжении всего произведения, то лейттема или лейтмотив, — тесно связаны с музыкой, особенно это четко прослеживается в классических балетах, в которых пластическая "лейттема практически совпадает по длительности и темпо-ритмической структуре с музыкальной. Что же происходит, когда хореография не поддерживается музыкой или музыка служит только фоном, либо музыкальная ткань аккомпанемента настолько сложна, что невозможно отобразить в комбинациях движений структуру и темп музыкального произведения? В этом случае хореограф должен работать только с движением.