envelope search white heart share comment
Статьи, заметки, публикации

Лабиринты русского танго

Танго — это чай, а чай — эликсир, бодрость духа и души, пейте его по 5 раз на день и будете бодрым, как мешок дыма.

Но нет ли здесь противоречия? Пожалуй, нет. Танго относится к числу легендарных и харизматических продуктов, уникальных микстур и снадобий, сочетающих горечь и сладость, пьянящую медлительную тоску и острую бодрость «в одном флаконе». Недаром Европа переживает новый танговый бум... Русские танго также постепенно завоевывают внимание. Под проверенный временем бесконечный рефрен о загадочной русской душе и славянской меланхолии как заветные двери открываются старые записи. Русские не любят, когда их застают врасплох. Они тоже открывают свою любовь к танго — аргентинскому и отечественному. Заново. В новостях и анонсах то и дело мелькают интригующие сообщения, вплоть до информации о создании международного танго-оркестра в Петербурге под руководством немецкого дирижера. Некоторые музыканты, такие, как Гидон Кремер и его «Kremerata Baltica», вооружившись партитурами талантливого Леонида Десятникова, восхищают слушателей роскошными hommages или записями Пьяццоллы, другие, например, пианисты Инна Сурженко и Дмитрий Павлов присоединяются к аргентинским или финским исполнителям танго. На театре — в Немецком национальном театре в Веймаре — дают Чехова «в гарнире» песен из репертуара Петра Лещенко, пусть этот репертуар и не пересекается с Чеховым ни по духу, ни по времени появления. Немецко-румынский ансамбль под таинственной вывеской «Оркестр Бакул» (бакул в переводе с румынского — речной паром, но слово, набранное кириллицей, сбивает с толку) пробует реанимировать старый стиль того же Петра Лещенко и продемонстрировать его наиболее достоверно. Вполне логичная ситуация, ведь почти вся жизнь певца прошла в Румынии. Солист (frontman) этой группы, чьи корни при подробном рассмотрении уходят в берлинский ансамбль «Аппаратчик», обладает почти «лещенковским» тембром голоса и безусловным талантом имитатора. Попытка подражать аранжировкам выглядит менее успешной: гармонические ходы чересчур «рустикальны» и часто не соответствуют оригиналу. Притворившийся оркестром квартет (балалайка, бандонеон, скрипка, контрабас), играет всевозможные ресторанные песни из лещенковского ассортимента «с большим количеством водки» (цитата из проспекта, сделанного самим ансамблем), которые зачастую вообще не танго. Не отпугивает даже непроизвольный «персифляж». Забавно наблюдать, как тангоманы — участники немецких клубов — подчиняясь то ли инерции, то ли не разбирая ритма, всерьез пытаются мастерить свои па под романс, казачок и польку. Похоже, что Прутков с его сентенциями про клетку льва был не прав: сегодня с пометкой «танго» можно продать все. Танго — слово магическое, ему верят. Как бы то ни было, на рекламном диске ансамбля с Лещенко-Oldies соседствуют цыганская народная песня и советская песня времен Великой Отечественной войны.

«Компакт» другого квартета обращает на себя внимание: гамбургского квартета Ефима Юриста. Диск с произведениями руководителя этого коллектива содержит чертову дюжину номеров, семь из них составляют танго-концерт «La Russie» («Россия»), остальные имеют подзаголовок «Bilder aus dem alten Russland» («Картинки старой Руси»). Как раз те пьесы, что принадлежат к «Танго-концерту», позитивно отметил в своей рецензии критик Юрген Билер в журнале «Tango Danza» Nr. 2 за 2001 год. Он пишет, что цикл «Картинки старой Руси» представляют собой скорее «виртуозную музыку для баяна», «интереснее звучат 7 композиций (частей) танго-концерта».

При внимательном чтении буклета-вкладыша заметишь сноску: «В отдельных пьесах звучат темы следующих композиторов: Петербурского, Козина, Листова, Строка». Когда мы читаем подобное пояснение, то вспоминаем, как правило, о технике цитат и отстранения, об аллюзиях, реминисценциях, парафразах, коллажах и других похожих методах современных композиторов. Теперь нам любопытно, где же спрятаны заимствованные темы? «Картинки старой Руси» обнаруживают маленькие фрагменты-попевки русских народных песен и определение «техника цитирования» было бы здесь вполне уместным. Но это, так сказать, кофе, а как обстоит с чаем? Что же там все-таки происходит с Петербурским, Листовым и прочими?

Д. Драгилев

Национальный конкурс народной хореографии.

Читать

28 января
«Приз хореографа Виктора Шершнева» - это всероссийский хореографический конкурс для представителей молодого поколения россиян. далее
Международный фестиваль восточного танца в Барселоне

Читать

1 ноября
8 февраля станьте участником или зрителем прекрасного мирового шоу восточных танцев! далее
Barcelona Dance Award 2018

Читать

19 октября
Barcelona Dance Award пройдет с 29 марта по 02 апреля 2018 года - танцевальный чемпионат для школ, компаний и групп со всего мира! далее
Фоторедактор безопасность. Фоторедактор Fotostars заботится о безопасности своих пользователей и гарантирует полную конфиденциальность всех изображений, которые вы обрабатываете. Редактирование происходит полностью в вашем браузере без необходимости отправлять фотографии на сервер, что существенно ускоряет обработку фото, а также гарантирует полную безопасность для тех, кто редактирует приватные фотографии.

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ