Первым педагогом, хореографом и исполнительницей, последовательно создающей новую манеру и технику танца, была Марта Грэхем (Martha Graham; Грэм, в различных источниках ее фамилия транскрибируется по-разному, в данной работе будет использоваться более распространенное написание Грэхем). За свою долгую жизнь (1893-1991) около 70 лет она провела на сцене, много и плодотворно работая.
Грэхем рассматривала танец как один из путей самопостижения, как средство, способное выявить подсознательное, передать тончайшие эмоции. В самой архитектонике танца Грэхем раскрывает человеческие мотивы поведения, однако ее хореография не реалистичное отражение душевного состояния, она всегда метафорична и гиперболизирована. В своих исканиях педагога и хореографа Грэхем постоянно разрабатывала новые пространственные и динамичные возможности танцевального движения, она утрированно обнажила механизм движения — усилие и расслабление, ставшие важнейшими элементами ее танцевальной лексики.
Техника М. Грэхем рождалась постепенно, она создавала спектакли, а не упражнения, но иногда из хореографии возникали комбинации, которые разучивались в классе. Грэхем считала, что танцор не должен делать бессмысленных движений, даже когда он тренирует свое тело, по ее мнению, техника — это разум, с помощью которого мы воскрешаем свою работоспособность. «В создании своей техники М. Грэхем делает напряжение одним из главных выразительных средств танца, считая, что сама жизнь есть усилие и без усилий мыслей хореографа не передать. Ее техника основывается на ударных импульсах, именуемых сокращениями или "сжатиями" (contraction), которые проходят по телу, рукам и ногам, подобно тому, как, согласно объяснению Агнесс де Миль, "волны движения пробегают по кнуту при ударе". Сокращения и моменты освобождения от сокращения (contraction и release) составляют основу техники Грэхем. Основное внимание Грэхем уделила развитию подвижности спины, позвоночник наклоняется, загибается и поворачивается вокруг своей оси. Важную роль в технике Грэхем играют падения и подъемы. Использование гравитации, приближение к земле играет не менее существенную роль в формировании движения, чем окружающее танцовщика пространство. Важную роль играют движения босой ступни исполнителя, которая не только невыворотна, но и не всегда вытянута.
Марта Грэхем говорила, что движение никогда не лжет. Оно выдает то, что чувствует ваше сердце. С самого начала своей самостоятельной работы она утверждала, что танцовщик должен работать в равной степени как физически, так и эмоционально. Даже в состоянии внешнего покоя в ее танце не было расслабления. В течение многих лет техника так или иначе видоизменялась ее создателем. М. Грэхем адаптировала ее к своим новым интересам или к танцовщикам, с которыми работала. То, что преподавалось в Школе современного танца М. Грэхем к моменту ее смерти в 1991 году, было гораздо менее скупо, лаконично и жестко, чем то, что преподавала сама Марта в 1930 году, когда она сформулировала ключевые принципы своей методики. С самого начала Грэхем очень мало использовала выворотность. Параллельная позиция, как и сокращенные стопы, больше соответствовали намеренному примитивизму ее танца. Позднее движения, придуманные ею для «греческих» танцевальных драм, многие из которых основаны на античных или азиатских манерах движения, вотттли в экзерсис класса, придав ему более высокий уровень сложности.
В труппе М. Грэхем за время ее существования работало достаточно много исполнителей, которые, закончив карьеру танцовщика, продолжили традиции школы Грэхем в своей хореографической и педагогической деятельности.