Среди танцев под ударные инструменты есть отдельно мужские и женские. К числу последних относится тоже достаточно известный танец «Притоптывать у барабана» («Цай гу у»), который исполняют во время новогодних торжеств н в начале 3 месяца по лунному календарю. Он начинается с выхода солистки к большому барабану, поставленному в центре площадки, помещения или сцены. Девушка исполняет песнь, аккомпанируя себе ударами в барабан. Затем появляются танцовщицы — в пышных многослойных юбках, увешанные массивными серебряными украшениями. Они танцуют, водя хоровод вокруг барабана, но из-за тяжести одежды и украшений исполняют предельно простые движения — легкие взмахивания рук и небольшие шаги.
После образования КНР на основании танцевального фольклора мяо было создано немало новых танцевальных номеров и балетных сценок. Среди них — «Барабан обезьяны» («Хуэр гу») и «Танец под четырехликий барабан» («Сы мянь гу у»). Первый из них исполняется чаще всего тремя танцорами (хотя допускается участие и большего числа лиц). Он состоит из серии номеров, передающих поведение обезьяны (как она ест, собирается вскарабкаться на дерево) пли сценки с ее участием: например, обезьяна, воровавшая фрукты в храме и нечаянно задевшая барабан. Представление проходит под ритм барабана, на котором играет только один музыкант. Но танцовщик, исполняющий роль обезьяны, в любой момент может к нему подключиться. Во время «Сы мянь гу у» 4 солиста бьют в барабан, одновременно делая танцевальные па, а остальные исполнители — танцоры и танцовщицы — двигаются по кругу.
Танцевальный фольклор яо еще более тесно связан с местными верованиями и обычаями. Об этом свидетельствует обряд «Соблюдение предписаний» («Дуцзе»), синтезировавший архаическую процедуру инициации подростков. Одним из главных элементов этого обряда является «Танец соблюдения предписаний» («Дуцзе у»). Родители подростка сами определяют время исполнения обряда и выбирают семерых наставников, которые должны помочь их сыну пройти через инициацию. Один должен посвятить его в историю своего народа, другой — в местные верования, третий — дать моральные наставления. Остальные наставники организуют и проводят ритуал. После 9 дней, проведенных в домах у наставников, наступает момент собственно ритуала. Его проводят вечером. Подростка сажают в центре помещения в буддийской «позе лотоса» и накрывают с головы до ног покрывалом. Четыре наставника выстраиваются перед ним в ряд, держа в руках музыкальные инструменты (ручной барабанчик, гонг, колокольчики), и после произнесения речей в честь своего подопечного начинают на них играть. Появляются 3 остальных наставника, которые исполняют поочередно сольные танцы, парный танец (2 наставника, изображающие отца и мать подростка) и групповой танец. Далее подростка отправляют домой, но наставники должны танцевать до рассвета. Как только начинает светать, подростка вновь приводят и сажают на прежнее место. Теперь наставникам полагается спеть особую песню и станцевать под нее специальный танец, к которому затем присоединяется и инициируемый со своим особым номером. На следующий день начинаются массовые танцы под звуки гонгов и барабанов.