envelope search white heart share comment
Статьи, заметки, публикации

Взаимодействие музыки, драматургии и хореографии

В современной хореографии существует достаточно много произведений, когда музыка и хореография сосуществуют в параллельных художественных пластах. Музыка служит только фоном для хореографии, т. е. хореограф создает пластический ряд «на музыку». В таком случае гармоническое совпадение или, наоборот, диссонансы между музыкой и хореографией иногда приводят к новым художественным приемам воздействия на зрителя, создавая странный синтез «несоединимого».

И, наконец, хореограф может создавать хореографический текст исходя «из музыки», т. е. раскрывая музыкальную драматургию.

Понятно, что предложенная классификация очень условна, она полностью не отражает множества вариаций взаимоотношений музыки и хореографии. Рассматривать музыку, лежащую в основе хореографических произведений, лишь как некий фон — нельзя. Нельзя также рассматривать ее и как доминирующее начало, и оценивать хореографическое произведение только с точки зрения «раскрытия» музыки или совпадения с ней. Это не объясняет всей сложности проблем, возникающих при осмыслении многомерного соотношения музыки и танца. Поэтому предложенная классификация позволяет лишь определить место и роль музыки в хореографическом произведении.

Итак, музыка может являться стимулом, это означает, что музыкальное произведение или его часть оказывает определенное художественное воздействие на творческий замысел балетмейстера. При таком воздействии в творческой фантазии балетмейстера создается либо кинетическое видение данной музыки, т. е. определенные па или комбинации движений (мотив), которые совпадают с этой музыкой, либо музыка создает определенное состояние, атмосферу, которую воплощает балетмейстер с помощью танцевальной лексики. Во втором случае, когда балетмейстер создает хореографию, точно совпадающую с музыкой, можно говорить о роли музыки в качестве аккомпанемента. Правда, само слово «аккомпанемент» несколько нивелируют ту функцию музыки, которая призвана создавать некий синтез музыкально-хореографического произведения. Отметим, что мы пока не употребляем термина «драматургия». Речь идет о соединении музыки и хореографии вне какого-либо сюжета. И примеров подобных номеров и одноактных балетов великое множество (опять же обратимся к творчеству Баланчина).

Музыка может не только гармонически совпадать с хореографическим текстом, но и быть противопоставлена ему и, как уже указывалось, нести собственный художественный смысл, который развивается в параллель, а иногда и в противовес с хореографией. Примеры подобного соединения с точки зрения канонов классической хореографии — «несоединимого» мы можем видеть в творчестве французских постмодернистов, например Декуфле, когда в его спектаклях на баховскую мессу танцуется брейк или на популярную танцевальную мелодию исполняется классическая вариация на пуантах. Подобный антагонизм иногда приводит к интересным художественным открытиям.

Следующая функция музыки — драматургическая. Сразу же заметим, мы не рассматриваем «балетную» музыку, т. е. ту, которая создавалась конкретно для определенного спектакля. Откровенный музыкальный голод, испытанный хореографами к последней четверти XIX века в части художественно ценной музыки в балетном театре, привел к обращению их к иной музыке, нетеатральной. Мы рассматриваем музыку, которая изначально не была предусмотрена для воплощения ее на сцене, но она как-то заинтересовала балетмейстера, получила какие-то отголоски в его творческом состоянии, и естественно в таком случае балетмейстер не всегда может общаться с автором музыки и создавать хореографическое произведение совместно, как это делали наши великие мастера. Балетмейстер вынужден анализировать музыкальный текст (зачастую партитуру) для того, чтобы создать некую музыкально-хореографическую структуру, являющуюся основой будущего произведения. Рассмотрим составные части этого анализа, которые могут дать толчок для художественного творчества балетмейстера.

В. Никитин

Национальный конкурс народной хореографии.

Читать

28 января
«Приз хореографа Виктора Шершнева» - это всероссийский хореографический конкурс для представителей молодого поколения россиян. далее
Международный фестиваль восточного танца в Барселоне

Читать

1 ноября
8 февраля станьте участником или зрителем прекрасного мирового шоу восточных танцев! далее
Barcelona Dance Award 2018

Читать

19 октября
Barcelona Dance Award пройдет с 29 марта по 02 апреля 2018 года - танцевальный чемпионат для школ, компаний и групп со всего мира! далее
Ингредиенты: гидролизованный желатин, желатиновые капсулы, аскорбиновая кислота Коллаген является источником большого спектра аминокислот и различных пептидов, которые необходимы для правильной работы соединительных тканей, кожи, костей, волос и ногтей. Рекомендации по применению: принимать 4-6 капсул каждый Лень на протяжении месяца. Во время занятий спортом, при избыточном весе, в случае более серьёзных повреждений хрящей и соединительной ткани и плохом состоянии ногтей и волос: 8 капсул в день между приёмами пищи.

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ