envelope search white heart share comment
Статьи, заметки, публикации

В стиле современных ритмов

Острым чувством современности пронизано творчество талантливого балетмейстера Бориса Федоровича Ляпаева (р. в 1947). Путёвку в мир искусства дала ему Татьяна Алексеевна Устинова. На смотре самодеятельных танцевальных коллективов г. Читы она заметила его, одарённого своеобразной танцевальной манерой и, как в, старину говорили, своей «выходкой». Эта встреча определила дальнейший путь Б. Ляпаева. Он поехал в столицу и поступил в Московский институт культуры. Сыграло и то обстоятельство, что Борис Ляпаев, проходя военную службу в Ансамбле песни и пляски Забайкальского военного округа, познакомился с балетмейстером А. С. Шахотиным. Ляпаеву он поручал репетировать танцы, входящие в репертуар ансамбля, и пробовать ставить свои собственные небольшие композиции.

Учиться было очень интересно. Ему преподавали выдающиеся мастера классической и народной хореографии: профессор Р. В. Захаров, профессор и блестящая балерина Раиса Стручкова, великолепный танцовщик, педагог и балетмейстер А. И. Радунский, балетмейстер И. В. Смирнов, замечательный знаток народного танца М. И. Шляпникова и фольклорист М. Д. Яницкая.

Первой победой стала постановка бального танца «Ку-ка-ре-ку». Вскоре Ляпаев создаёт ещё три танца: «Калинка», «Луноход», «Бам».

В это же время балетмейстер обращается к жанру хореографической миниатюры. Он ставит несколько замечательных работ: «Муки творчества», «Домой с победой», «Как Ничипор красным стал», «Бабье лето».

В номер «Домой с победой» Б. Ляпаев вносит стремительность движения поезда, когда трое солдат возвращаются домой. Он выстраивает танец на быстром темпе, динамичности действия, происходящего на сцене, смене драматических и комедийных ситуаций. Виртуозную технику солдатской пляски хореограф умело перемежает акробатическими трюками.

В этом номере Б. Ляпаев сам танцует. Особенно удачен был эпизод, когда он спрыгивал на ходу поезда и обнимал родную землю.

Эстрадный танец «Муки творчества», поставленный в жанре игровой миниатюры на современные ритмы рэгтайма, он создал и танцевал сам. На этом номере закончилось его увлечение исполнительством. Б. Ляпаев переходит полностью на постановочную работу. Это было связано и с тем, что в 1974 году он окончил институт и активно начал работать в Москонцерте и Росконцерте. Он разрабатывает новые композиционные приёмы, продолжает использовать удачные находки, проявляя оригинальность режиссёрского и балетмейстерского мышления. Современные музыкальные ритмы подсказывали выразительные возможности свободной пластики. Так, например, в танце «Бабье лето» на едином рисунке хоровода он выстраивает три монолога, каждый из которых показывает трёх женщин с разными судьбами.

С 1975 года Б. Ляпаев работает главным балетмейстером Московского детского музыкального театра. Здесь он был связан с постановкой вокально-хореографических композиций «Краснофлотцы», «Катюша», «Наш Бам» и др. в спектакле «За Родину с песней».

С 1976 года Б. Ляпаев ставит в театре несколько балетов, таких, как «Комар и Самовар», «Синяя птица», «Алые паруса», «Золушка».

В них он вводит сложные формы балетного спектакля: танцевальные монологи, сольные вариации, дуэты, ансамбли. Для образного решения спектаклей Б. Ляпаев использует различные средства пластической выразительности — классический танец, народно-сценический, русскую пляску, элементы современной хореографии.

Он не отходит от приёмов русской народной сказки, поэтому балет «Комар и Самовар» (1976 год) ведётся скоморохом, который и рассказывает юным зрителям о Мухе-Цокотухе.

В 1983 году Б. Ляпаев ставит балет «Синяя птица». Синяя птица не только в спектакле стала символом надежды, мечты, простого человеческого счастья, но и театр сделал её своей эмблемой — мечтой, реально воплотившейся в жизни. Спектакль был поставлен в жанре балета-феерии. Пред юным зрителем последовательно проходили картины необыкновенных превращений сначала в доме дровосека, затем в Стране воспоминаний и во Дворце Царицы ночи. Здесь Ляпаев удачно соединял различные пластические стили, которые позволяли красочно и образно оживить грезы новогодней ночи.

В. Пасютинская

Национальный конкурс народной хореографии.

Читать

28 января
«Приз хореографа Виктора Шершнева» - это всероссийский хореографический конкурс для представителей молодого поколения россиян. далее
Международный фестиваль восточного танца в Барселоне

Читать

1 ноября
8 февраля станьте участником или зрителем прекрасного мирового шоу восточных танцев! далее
Barcelona Dance Award 2018

Читать

19 октября
Barcelona Dance Award пройдет с 29 марта по 02 апреля 2018 года - танцевальный чемпионат для школ, компаний и групп со всего мира! далее
плоско вальгусная деформация стоп лечение Лечение заболевания. В основе лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и лечение плоско-вальгусной деформации, лежит комплекс упражнений, которые необходимо выполнять в обязательном порядке несколько раз в течение дня. В основе лечебного комплекса лежит выполнение таких упражнений, как:

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ