Танцевальный фольклор дулун, самой малочисленной народности Юньнань, лучше всего представлен еще одним ритуальным танцем, входящим в сценарий обряда «Закалывания быка» («Пяо ню»). Он представлял собой жертвоприношение и состоял из нескольких частей — подготовка жертвенного животного, его убийство, моления духам. Всего в этом обряде выделяют 4 основных эпизода. Танцевальный компонент так или иначе присутствует во всех эпизодах. Наиболее примечательны, во-первых, танец с длинными ножами в руках, исполнявшийся изначально шаманом и его помощниками, который открывает собой процедуру обряда и предваряет молебен об изгнании злых сил. Второй танец — «прощание с быком», во время которого животное убивают. В нем задействованы все участники обряда, они ведут хоровод вокруг животного, причем обязательно по часовой стрелке. Иногда хоровод образован двумя шеренгами, но и они должны двигаться в одном направлении. С точки зрения хореографии, основное место в танце занимают движения ногами. Затем жена хозяина покидает круг, а ее место занимает шаман, держащий в руках чашу с вином и копье. Он начинает сольный танец, все ближе подходя к быку и разговаривая с ним, и, дождавшись подходящего момента, вонзает копье в сердце животного. В настоящее время танец-хоровод исполняют и во время проведения различных праздников, что и позволяет относить его к собственно этническим танцам.
Народность и тоже имеет древнее происхождение, но она не является коренным населением Юньнани: первоначально и обитали в северо-западных (провинции Ганьсу, Цинхай) и западных (Шэньси) районах Китая, откуда они мигрировали на юго-запад. Возможно, именно поэтому танцевальный фольклор и заметно отличается от этнических ганцев других южных народностей и одновременно демонстрирует некоторое сходство с китайскими песенно-танцевальными представлениями. Иллюстративным примером служит «Танец с коробками» («Янь хэ у»), история которого прослеживается с XIV-XV вв. Он состоит из 2 частей, первая исполняется 2 танцорами, по может состоять из нескольких номеров. Вторая часть — коллективный танец, исполняемый обычно по кругу п под музыку и песни. В нем могут использоваться движения, как восходящие к трудовой деятельности, так и имитирующие повадки животных. Кроме того, танцоры используют тростниковые коробки, хлопая по которым, задают ритм. В некоторых вариантах танца, исполняемых сегодня, присутствуют акробатические трюки и цирковые номера.
Лаху — народность, основным занятием которой исходно была охота, что нашло отражение в ее самоназвании: в переводе с местного языка оно означает «жареный тигр», т. е. поджаренное тигриное мясо. Танцевальный фольклор занимает столь существенное место в обычаях и повседневной жизни этой народности, что у лаху бытует легенда о происхождении танца вообще («цзя» или «цзякэ» на их языке), а не отдельных танцев, как это типично для большинства национальных меньшинств. В ней рассказывается, что предки лаху некогда жили на севере и однажды, находясь в лесу, стали замерзать. Они разожгли костер и, чтобы отогреть онемевшие ноги, стали делать резкие движения.