Основными чертами советского эстрадного танца являлись: легкая приспособляемость к различным условиям выступлений, кратковременность действий, яркое выявление творческой индивидуальности исполнителя или исполнителей, простой аккомпанемент, негромоздкий костюм. Декоративным оформлением эстрадные танцоры пользовались редко, а вот элемент неожиданности либо в постановочном решении, либо в самом характере исполнения был желателен. Всё это позволяло исполнителям эстрадных номеров выступать на любой площадке. Эту тенденцию мы можем наблюдать и в наши дни. Например, танцоры GO-GO в ночных клубах и на дискотеке довольствуются сравнительно небольшой сценической площадкой, иногда даже 1,5 x 1,5 метра.
Второй источник, который послужил становлению современного социального танца, — бальный или, как сейчас его называют, «спортивный танец». Бальная хореография всегда состояла из двух частей — хореография бытовая (т. е. танцы, которые исполнялись и исполняются до сих пор неподготовленными танцорами, любителями) и спортивная соревновательная хореография, которая оценивается судьями и требует соответствующей подготовки. Тонкая грань между любительским и профессиональным исполнением всегда трудноуловима.
К спортивным бальным танцам относятся десять танцев: пять латиноамериканских (самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв) и пять европейских (медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и быстрый фокстрот, или квикстеп). В современных бальных танцах проводятся соревнования как отдельно по латиноамериканской (Латина) и европейской программе (Стандарт), так и по всем десяти танцам. Кроме того, проводятся соревнования по «формейшн» и «секвею». Формейшн — это конкурсы ансамблей (как правило, ансамбли составляют 8-16 пар). Секвей — это танцевальный номер, поставленный на зафиксированную музыку (часто небальную), сочетающий свободную хореографию и элементы бальных танцев.
Бальные танцы имеют уникальную историю, которая во многом определила их популярность в качестве способа отдыха, а также соревновательного вида спорта. Долгое время они были привилегией высшего общества, неотъемлемой чертой великосветских балов. В конце XIX — начале XX века они стали популярны и среди низших слоев общества, которые посещали публичные танцевальные залы или «общественные ассамблеи». В начале 20-х годов XX века получили развитие соревнования по бальным танцам.
В 1924 году в Англии при «Имперском обществе учителей танца» было создано Отделение бальных танцев. Его задачей была выработка стандартов на музыку, шаги и технику исполнения бальных танцев. Именно эта организация (ISTD) в 1924 году стандартизировала четыре из пяти танцев европейской танцевальной программы (Стандарта). В этом же году прошел и первый чемпионат. Постепенно спортивные танцы распространились по всей Европе, достигли Азии и Америки.
Ведущую роль в создании и развитии спортивных бальных танцев сыграли учителя и танцоры из Англии, которые все активнее занимались вопросами стандартизации бального танца. Именно в период 40-60-х годов выделились: отечественный бальный танец, европейский бальный танец, латиноамериканский бальный танец и так называемые современные модные танцы. Европейский и латиноамериканский танцы в дальнейшем определили новое направление «Конкурсные бальные танцы».
Появление новых музыкальных направлений провоцировало появление и новых бальных танцев. Как следствие балы и вечера XIX века в XX столетии трансформировались в танцплощадки, а затем в дискотеки.
Огромное количество танцев, возникших на фольклорной основе, представила миру Латинская Америка. Некоторые из них исчезли вскоре после появления, а многие живут и поныне. Эти танцы также оказали большое влияние на формирование современной бальной хореографии.
После революции начался процесс формирования советской школы бального танца. В СССР фокстрот и вальс танцевали всегда, хоть это и считалось буржуазным явлением, но в репертуар ресторанов и танцплощадок контролирующие органы особо не вмешивались. Наибольшее развитие в Советском Союзе бальная соревновательная хореография получила после проведения Международного фестиваля молодёжи и студентов 1957 года, на котором прошёл первый международный конкурс по классическим бальным танцам (английский стандарт). С началом «перестройки» ситуация в стране резко изменилась, была создана Ассоциация бальных танцев России (АБТ), которая в настоящее время занимается конкурсной, спортивной бальной хореографией. Однако помимо бальной хореографии существуют стили танца, которые создавались и создаются под влиянием модных музыкальных направлений, именно они за последние 30 лет и создали основу для «клубного танца».