envelope search white heart share comment
Статьи, заметки, публикации

Ритмопластический танец в России начала XX столетия

После отъезда Дункан из России в 1924 году студию возглавила её дочь Ирма, позднее — Мария Борисова. Студия пережила свою создательницу на двадцать лет — в 1949 году она прекратила своё существование. Однако в последние годы танец её участниц уже не представлял большой художественной ценности.

Дункан была глубоко чувствующим, эмоциональным человеком, умела зажечь и вдохновить своих подопечных, но не смогла создать собственной системы — фундамента, на котором могла быть построена новая хореографическая школа.

В России тех лет существовало ещё несколько серьёзных студий пластического танца. Среди них особое место занимала студия Людмилы Алексеевой. В отличие от многих последовательниц Дункан, Алексеева не была слепой её подражательницей. Она пришла к мысли о необходимости овладения более сложной техникой, чем та, которую демонстрировала американская танцовщица. Студия Алексеевой возникла в 1913 году. Как и Дункан, Алексеева ставила перед собой задачу воспитания гармонично развитого человека. Для этой цели она разработала систему, названную «гармонической гимнастикой». Тренаж Алексеевой не только постепенно включал тело в работу, но и имел собственную эстетическую ценность, представляя собой серию маленьких танцевальных номеров. В своей работе Людмила Алексеева больше опиралась на физическую культуру, чем на театрализацию, но все-таки в её методике было больше искусства, чем спорта. Занимаясь гимнастикой по методу Алексеевой, любая женщина в любом возрасте, любой внешности, любого телосложения, не ставя перед собой цели появления на сцене, не только развивала своё тело, но и получала эстетическое наслаждение, которое спорт не мог ей дать. «Часы занятий — часы активного восприятия искусства», — говорила Алексеева.

«Я выдумала гимнастику, — писала она, — чтобы оградить искусство от бездарностей и в то же время, чтобы создать ему — искусству движения — почву».

Алексеева была талантливым постановщиком, умела режиссёрски выстроить номер, найти пластический лейтмотив для воплощения музыкального произведения, обладала чувством меры и чувством формы. В своих постановках она с совершенством воплощала идею «волнистой линии» — непрерывно, волнообразно струящихся тела и рук. Примером могут служить композиции «Пустынный берег моря» на музыку Шопена, этюд «Набегающие волны» на музыку Шуберта. Частые обращения к античной пластике и костюмам, полупальцы босых ног — всё свидетельствовало о художественном влиянии Дункан.

Одарённость и энтузиазм постановщицы, наличие тренажа, доступность и эстетическая направленность занятий были причинами стремления многих женщин в студию Алексеевой, которая продолжает своё существование и по сей день.

Представителем другого направления в танце послереволюционных лет был Александр Румнев. Творчество его сформировалось под влиянием новых течений в драматическом театре, в частности, в спектакле Таирова «Покрывало Пьеретты», созданном на сцене Свободного театра в 1913 году и целиком построенном на пантомиме. Эта постановка помогла Румневу оценить смысл условности в театре и балете, её возможности в искусстве: «Тогда... я... почувствовал, насколько условность в театре усиливает его воздействие на зрителя, благодаря условным, только театру присущим средствам выразительности».

В. Пасютинская

Национальный конкурс народной хореографии.

Читать

28 января
«Приз хореографа Виктора Шершнева» - это всероссийский хореографический конкурс для представителей молодого поколения россиян. далее
Международный фестиваль восточного танца в Барселоне

Читать

1 ноября
8 февраля станьте участником или зрителем прекрасного мирового шоу восточных танцев! далее
Barcelona Dance Award 2018

Читать

19 октября
Barcelona Dance Award пройдет с 29 марта по 02 апреля 2018 года - танцевальный чемпионат для школ, компаний и групп со всего мира! далее
интернет магазин цветов Если у вас появилось желание сделать отличный подарок без повода для близкого человека, в таком случае ваш выбор обязательно остановится на шикарном Букете из 15 роз Гран При. Компания “Бери-Дари” — это ваш личный сервис по доставке лучших цветов в Киеве. Мы работаем с цветами уже более 5 лет.

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ