envelope search white heart share comment
Статьи, заметки, публикации

Рисунок танца

В современной хореографии правильней подразделять рисунок танца на «рисунок на полу» и «рисунок в воздухе». «Рисунком на полу» мы можем назвать горизонтальное перемещение исполнителей, «рисунком в воздухе» — вертикальное. Линии, которые отражают эти перемещения не всегда прямые, они могут быть округлыми, спиралеобразными, зигзагообразными и т. д. Именно сочетание «рисунка на полу» с «рисунком в воздухе» может дать богатую почву для экспериментов хореографа. Возможна их симметрия, и тогда возникает симметричная партитура передвижения по полу и в воздухе. Возможно зеркальное отображение либо асимметрия. В современной хореографии очень сложно заранее составить рисунок движения, как это делали наши великие мастера в прошлом. Это вызвано тем, что дизайн пространства зависит от формы сценической площадки, а, как уже упоминалось выше, в настоящее время спектакли создаются в пространствах, не приспособленных для фронтального восприятия, как это происходит в классическом балете. Особенно сложно работать хореографу в сочетании с «видеорядом», когда помимо танца в ткань спектакля включаются различные инсталляции: предметы, экраны, разноуровневое расположение декораций и т. д. Современные хореографы часто сами создают образный дизайн сценического пространства и соединяют его с хореографическим текстом.

Постановщик должен всегда учитывать пространственное расположение танцоров, чтобы добиться взаимосвязи в группе на протяжении исполнения всего произведения. Танец — искусство, воспринимаемое визуально, в любой момент остановленный танец должен напоминать картину, имеющую определенный смысл. Р. В. Захаров в методике обучения будущих хореографов большое внимание уделял созданию так называемых «живых картин». Этот прием достаточно успешно тренирует пространственное видение будущего хореографа. Однако оправдание того или иного построения только с точки зрения драматургии или определенной идеи, на наш взгляд, некорректно. Точное композиционное решение с помощью рисунка очень трудно выражается в словесной форме, и задания типа «выразить ненависть», «создать образ нежности» практически невозможны. Однако подобные задания имеют большой смысл с точки зрения выстраивания пространственного расположения группы в целом и движенческой взаимосвязи исполнителей. Рисунок и движения каждого исполнителя создают особые взаимоотношения с другими танцорами. С помощью рисунка конфликт можно выстроить, например, при противопоставлении округлых, закручивающих движений одной группы на полу и прямых и угловатых движений другой группы танцоров, двигающихся по прямым линиям в горизонтальном положении. Взаимосвязь линий и форм танца в пространстве дает определенный эстетический эффект. Этот эффект часто трудно выразить в словесной форме, однако восприятие зрителей создает определенные ассоциации, которые «работают» или «не работают» на ту идею, которую пытается выразить постановщик.

При работе над рисунком танца очень важно учитывать само пространство, в котором происходит презентация хореографического произведения. Как уже упоминалось, часто современные хореографы используют сценические площадки, не предназначенные для танцевальных спектаклей. В этом случае большую роль играет расстояние, как между исполнителями, так и между сценической площадкой и зрителями. Увы, спектакли, созданные для сцены, теряли все свое очарование при записи в телевизионной студии или же на природе. И наоборот, спектакли, созданные для телевидения, совершенно не воспринимались на сцене.

В. Никитин

12
Национальный конкурс народной хореографии.

Читать

28 января
«Приз хореографа Виктора Шершнева» - это всероссийский хореографический конкурс для представителей молодого поколения россиян. далее
Международный фестиваль восточного танца в Барселоне

Читать

1 ноября
8 февраля станьте участником или зрителем прекрасного мирового шоу восточных танцев! далее
Barcelona Dance Award 2018

Читать

19 октября
Barcelona Dance Award пройдет с 29 марта по 02 апреля 2018 года - танцевальный чемпионат для школ, компаний и групп со всего мира! далее
15" сенсорный моноблок B-SERIES ALL-IN-ONE 15B1, Арт плата RAID-контроллера. Благодаря эргономичному дизайну корпуса сенсорный моноблок прекрасно впишется в любой интерьер, а удобное крепление стандарта VESA позволит Вам использовать его как в настольном, так и в настенном варианте. Работоспособные и производительные моноблоки B-Series по своей комплектации являются редкими среди выпускаемых моноблоков.

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ