В современной хореографии правильней подразделять рисунок танца на «рисунок на полу» и «рисунок в воздухе». «Рисунком на полу» мы можем назвать горизонтальное перемещение исполнителей, «рисунком в воздухе» — вертикальное. Линии, которые отражают эти перемещения не всегда прямые, они могут быть округлыми, спиралеобразными, зигзагообразными и т. д. Именно сочетание «рисунка на полу» с «рисунком в воздухе» может дать богатую почву для экспериментов хореографа. Возможна их симметрия, и тогда возникает симметричная партитура передвижения по полу и в воздухе. Возможно зеркальное отображение либо асимметрия. В современной хореографии очень сложно заранее составить рисунок движения, как это делали наши великие мастера в прошлом. Это вызвано тем, что дизайн пространства зависит от формы сценической площадки, а, как уже упоминалось выше, в настоящее время спектакли создаются в пространствах, не приспособленных для фронтального восприятия, как это происходит в классическом балете. Особенно сложно работать хореографу в сочетании с «видеорядом», когда помимо танца в ткань спектакля включаются различные инсталляции: предметы, экраны, разноуровневое расположение декораций и т. д. Современные хореографы часто сами создают образный дизайн сценического пространства и соединяют его с хореографическим текстом.
Постановщик должен всегда учитывать пространственное расположение танцоров, чтобы добиться взаимосвязи в группе на протяжении исполнения всего произведения. Танец — искусство, воспринимаемое визуально, в любой момент остановленный танец должен напоминать картину, имеющую определенный смысл. Р. В. Захаров в методике обучения будущих хореографов большое внимание уделял созданию так называемых «живых картин». Этот прием достаточно успешно тренирует пространственное видение будущего хореографа. Однако оправдание того или иного построения только с точки зрения драматургии или определенной идеи, на наш взгляд, некорректно. Точное композиционное решение с помощью рисунка очень трудно выражается в словесной форме, и задания типа «выразить ненависть», «создать образ нежности» практически невозможны. Однако подобные задания имеют большой смысл с точки зрения выстраивания пространственного расположения группы в целом и движенческой взаимосвязи исполнителей. Рисунок и движения каждого исполнителя создают особые взаимоотношения с другими танцорами. С помощью рисунка конфликт можно выстроить, например, при противопоставлении округлых, закручивающих движений одной группы на полу и прямых и угловатых движений другой группы танцоров, двигающихся по прямым линиям в горизонтальном положении. Взаимосвязь линий и форм танца в пространстве дает определенный эстетический эффект. Этот эффект часто трудно выразить в словесной форме, однако восприятие зрителей создает определенные ассоциации, которые «работают» или «не работают» на ту идею, которую пытается выразить постановщик.
При работе над рисунком танца очень важно учитывать само пространство, в котором происходит презентация хореографического произведения. Как уже упоминалось, часто современные хореографы используют сценические площадки, не предназначенные для танцевальных спектаклей. В этом случае большую роль играет расстояние, как между исполнителями, так и между сценической площадкой и зрителями. Увы, спектакли, созданные для сцены, теряли все свое очарование при записи в телевизионной студии или же на природе. И наоборот, спектакли, созданные для телевидения, совершенно не воспринимались на сцене.