envelope search white heart share comment
Статьи, заметки, публикации

Прикладная оскарология

В 20-е гг. XX столетия в СССР и граничащих с ним прибалтийских странах стало заметным активное развитие неакадемических музыкальных жанров, объяснявшееся все большим распространением танцевальной музыки в повседневной жизни, выражаясь точнее, в городском быту. Профессиональная неакадемическая музыка нередко недооценивается. Однако именно в этой области латвийским композиторам уже в ту пору удалось прорваться в первые ряды: Оскару Строку (1893-1975) одному из наиболее самобытных мелодистов Европы, суждено было стать едва ли не самой легендарной и незаслуженно замалчивавшейся фигурой, или, выражаясь на немецкий лад — превратиться в великого незнакомца европейского танго. С одной стороны, благоустроенность Риги в межвоенный период, дансинги и кафе, потребность в новой музыке отдыха способствовали развитию жанра (по верному замечанию А. Неминущего). С другой, танго Строка апострофировали новой общественной атмосфере: в 1929 году разразился мировой экономический кризис, а еще несколько лет спустя в столице Латвии — Риге произошел «дворцовый переворот», которым фактически завершился период первой республики.

Песни Строка не воспевали вымышленный мир, не уводили в ирреальность, снабжая танго дополнительной порцией экзотики, подчеркивая и усиливая заморское происхождение жанра, его «импортную нагрузку». Осознанно или нет Строк ставил во главу угла темы одиночества, покинутости, тоски по возлюбленной, расставания и разлуки, некогда определивших подлинное содержание танго, осваивал и... преодолевал их. Сплав прошедшего Францию транзитом ценного груза — прошедшего во всех смыслах, как проходят Нарым и Крым, пропущенного через галльский фильтр, короче говоря, сплав «франко-аргентинского» танго с русской салонной музыкой, латышским и еврейским мелосом оказался действенным. На пути преодоления бидермайерских клише в салонной музыке Строк, учившийся в свое время в Петербургской консерватории, следовал французам и датчанам (ср. «Ревность» Якоба Гаде) в акцентировании «декоративных» черт танго и приближался к немцам (Фридрих Холендер, Курт Вайль), для которых кабаретная ирония и гротеск играли существенную роль. По-видимому, во Франции и Дании значительный интерес проявлялся к «работе с материалом», эстетическим моментам, художественной стороне жанра, к экзотическим ритмам и экспрессивной мелодике, в то время как композиторы Германии были более увлечены возможностью оттенить нюансы подтекста, второй план, скрытый смысл и пародию. Юрген Арндт употребляет в этой связи выражение «юмор карикатуриста».

По своей структуре и «драматургии» танго Строка весьма разнообразны. Как правило они имеют форму АВ (Verse — Refrain) с небольшой интродукцией. Отдельные композиции построены по трехмастному ABC принципу, содержат инструментальную «постлюдию», именовавшуюся «танцем», «интерлюдию» или характеризуются сюитным принципом построения. Даже в традиционной форме АВ часть В, вопреки общепринятой песенной схеме, нередко отмечена интимной, глубоко доверительной интонацией, контрастирующей с энергией вызова и соперничества части А. Вокальная партия мелодична, далека от монотонности, проникнута лирической певучестью с опорой на гибкую ритмической структуру. Этим она сильно отличается от современного Строку аргентинского Tango-Cancion, которое, в культивировавшемся Карлосом Гарделем варианте, зачастую представляло собой сквозной речитатив, с гитарным аккомпанементом в сельском стиле.

Д. Драгилев

Национальный конкурс народной хореографии.

Читать

28 января
«Приз хореографа Виктора Шершнева» - это всероссийский хореографический конкурс для представителей молодого поколения россиян. далее
Международный фестиваль восточного танца в Барселоне

Читать

1 ноября
8 февраля станьте участником или зрителем прекрасного мирового шоу восточных танцев! далее
Barcelona Dance Award 2018

Читать

19 октября
Barcelona Dance Award пройдет с 29 марта по 02 апреля 2018 года - танцевальный чемпионат для школ, компаний и групп со всего мира! далее

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ