envelope search white heart share comment
Статьи, заметки, публикации

Композиторы известные и не очень

Увы, популярный в 50-е австрийский бэндлидер и композитор Хази Остервальд, автор «Криминального танго» не нов и не одинок в своем опыте: кажется, подобная музыка в России уже давно имела устойчивую популярность. «Вопли бандитской души», жестокость и сентиментальность хулиганско-босяцкой тематики, творческие дурачества профессионалов и субверсивное простодушие неведомых «одиночек-кустарей» вполне сочетались с настроениями аргентинского танго, звучавшего и фривольно, и сентиментально, и жестоко. Стало понятно, что танго вызывает душевный трепет не только у влюбленных, и вовсе не удел симпатичных кокеток и пижонов, грустных растяп и веселых танцоров. Даже ритм фокстрота в некоторых песнях охотно видоизменялся, а официально разрешенный термин — «медленный танец» — оставлял свободу толкований. К числу таких «двойственных» слоуфоксов несомненно относятся песни Цфасмана «В дальний путь» и «Прощальный луч»; не отсюда ли темы разлук, скитаний и бесприютности перешли в раннюю лирику Михаила Матусовского и Глеба Горбовского — в «Сиреневый туман», «Фонарики» — стилизованные поддворовый романс. Стихотворный размер «Фонариков» почти соответствует русскому варианту «Еl Choclo», а с «Сиреневым туманом» — видимо, неспроста название — обстоит сложнее всего. Первую мелодию, не сохранившуюся, сочинил однокашник Матусовского Ян Сашин. Был ли Юрий Липатов, оспаривавший авторство, тем композитором, чей мотив оказался окончательным, отобранным самой историей? Имена исчезают, а музыка — главный свидетель — не выдает творца, ее задача сохранить и передать атмосферу времени.

Еще в 1920-е годы большое распространение на столичной эстраде получили «танцы городского дна» — «танго апашей», которые при всей своей «шокирующей изысканности» («дуэт сутенера и проститутки») тематически и театрально обыгрывали как раз те окрестности, откуда танго произошло — портовые притоны Аргентины. Аргентину, впрочем, с успехом заменяла Франция или какие-нибудь южные острова. Ведь апашское танго было завозной французской продукцией и аргентинщиной, «пропущенной» через французское понимание. Танцоры, исполнявшие «танго апашей», вводили в него множество акробатических элементов. Были «тангисты», демонстрировавшие свой номер в эстетике Веры Холодной, в дореволюционном и довоенном мистико-эротическом или более приглаженном салонном варианте — популярностью пользовалась танцевальная пара Л. Ивер-А. Нельсон. Пытались не отстать от танцоров и композиторы, в основном те, кто сотрудничал с эстрадными театрами-кабаре, мастерской Н. Фореггера, был близок кругу «Ассоциации Московских Авторов» (здесь собрал свой первый джаз Александр Цфасман). «Апашские» песни и «песни знойного юга» писали будущий классик советской массовой песни Матвей Блантер, Борис Прозоровский (автор таких знаменитых романсов, как «Караван»), Юрий Милютин (впоследствии автор «Лирической песенки» из кинофильма «Сердца четырех», оперетт «Цирк зажигает огни» и «Поцелуй Чаниты»), Юлий Хайт (автор «Авиамарша» и ряда известных романсов), создатель марша «Мы красные кавалеристы» Дмитрий Покрасс. Рецензенты и устроители концертов числили все это творчество по разряду экзотики — «жанровых песен», «песен улицы и городской окраины», «песенок настроений». Иполнялись они Аркадием Погодиным, Казимиром Малаховым, все тем же бывшим одесситом Утесовым, а также популярными тогда певицами, чьи имена известны сегодня только узким специалистам. От жизненных перипетий, переживаний, реалий и драм «обычного человека», от образов любовной лирики даже в ее преувеличенном, экзальтированном и церемонном выражении — с придыханиями, «заученными слезами», заламыванием рук и тому подобными наивно-душещипательными шаблонами — этот «декаданс второго издания», эти пробы пера были чудовищно далеки. Они так и канули в Лету как экстравагантные эксперименты.

Д. Драгилев

Национальный конкурс народной хореографии.

Читать

28 января
«Приз хореографа Виктора Шершнева» - это всероссийский хореографический конкурс для представителей молодого поколения россиян. далее
Международный фестиваль восточного танца в Барселоне

Читать

1 ноября
8 февраля станьте участником или зрителем прекрасного мирового шоу восточных танцев! далее
Barcelona Dance Award 2018

Читать

19 октября
Barcelona Dance Award пройдет с 29 марта по 02 апреля 2018 года - танцевальный чемпионат для школ, компаний и групп со всего мира! далее
Суфийские притчи Понятие эзотерика превращается в систему изучения глобальных взаимосвязей. Понимание реальности - ключ к познанию себя и возможность многое изменить. По сути, это возможность сознательной эволюции.

лабораторное оборудование хабаровск, качественное. | стройматериалы в уссурийске цены

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ