envelope search white heart share comment
Статьи, заметки, публикации

Композиторы известные и не очень

Танго всегда было окружено ореолом загадочности и таинственности. Туману вокруг авторства тех или иных произведений это способствовало как нельзя лучше. Можно только гадать о том, кто сочинил то или иное танго, не издававшееся официально. Но ведь и заводы грамластинок в те далекие времена часто не утруждали себя выяснением имени композитора или сообщали неправильные данные. Зарубежные фамилии коверкались и менялись подчас до неузнаваемости. И тогда, и позже из любого Клайберна мог получиться Клиберн. На что в этой ситуации могли рассчитывать безвестные иностранцы, которых ни специалисты в СССР не видывали, ни широкая публика не слыхивала? Искаженные, проигнорированные, они легко попадали в число неизвестных в буквальном смысле, т. е. в категорию анонимов.

В годы войны большой любовью слушателей пользовались три произведения неизвестных авторов: танго-песня «Огонек» («На позиции девушка провожала бойца...») на стихи Михаила Исаковского, инструментальное «Брызги шампанского», напоминавшее аргентинские образцы, в первую очередь «Еl Choclo» и «Кумпарситу», а также «Белая ночь», та, что украшала репертуар эстрадной звезды Изабеллы Даниловны Юрьевой.

Композитора «Огонька» долго и небезосновательно подозревали в Петерсбурском, уж очень по-польски звучала мелодия этой песни. По справедливому наблюдению Александра Носкова, «Огонек» действительно представляет собой адаптированную русскую версию польского танго «Juz nigdy» («Уже никогда»), известного музыковедам Польши как «Польское танго», а в русской аудитории исполнявшегося под названием «Стелла» (начало припева: «Стелла, слышишь моря далекий прибой», начало куплета: «Голубыми туманами наша юность полна»). В 1996 г. авторство Петербурского подтвердилось окончательно.

«Брызги шампанского» — танго еще более иностранное. Уже первые такты этой музыки с головой выдавали ее зарубежное происхождение. Анонимные и инструментальные «Брызги», автором которых был, скорее всего, A. M. Люкьеси, бытовали в народе с анонимным «лагерным текстом» о Новом Годе за колючей проволокой.

Запутанной оказалась и история другого танго середины 1940-х гг.: «Мне сегодня так больно». Известно, что слова к нему сочинил супруг певицы Изабеллы Юрьевой. Танго сразу же снискало большую известность и популярно до сих пор. Юрьева стала его первой исполнительницей. Как правило, в качестве автора музыки указывается Аркадий Ильич Островский — в ту пору аранжировщик, аккордеонист и начинающий композитор, игравший в эстрадных оркестрах и ансамблях, в частности, в оркестре Утесова. Согласно иной версии Островский обработал музыку, а авторство принадлежит г-ну Г. Раймондо.

Полна мистификаций и история некоторых других произведений. Приметой времени — я по-прежнему имею в виду сороковые годы — стало «Танго соловья», в котором вокалиста заменила артистка Таисса Савва, выступавшая на эстраде в популярном тогда жанре художественного свиста. В прихотливом орнаменте композиции угадывалось влияние не только Оскара Строка и Дино Оливьери, но даже академических миниатюр — славянского танца Дворжака, фортепианных пьес Ребикова и Калинникова. Пластиночные этикетки сообщали имя автора: Ю. Богословский. Однако страна знала лишь одного композитора с такой фамилией — Богословского Никиту Владимировича, последнего ученика Александра Глазунова. Непосвященными ситуация могла восприниматься как недоразумение или шутка, тем более, что Никита Богословский был мастером розыгрыша, а Ежи Петерсбурскому уже меняли инициалы — он успел побывать и Ю. и Г. Петерсбурским...

Д. Драгилев

В Одессу едет степ

Читать

14 августа
В конце августа в Одессе пройдет Международный фестиваль степа «ODESSA STAP FESTIVAL» далее
Чемпионат Европы по парным танцам начнется завтра!

Читать

29 марта
Во Франции стартует Чемпионат Европы по парному танцу. далее
Zumba Fitness

Читать

10 марта
Cтиль Zumba включает в себя танцевальные и спортивные движения далее

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ