envelope search white heart share comment
Статьи, заметки, публикации

Канкан. Бешенство ног

Что это? Когда взрослые люди вдруг начинают скакать взбесившимися козлами? Они задирают ноги выше головы, и, кажется, еще мгновение,— голова слетит с плеч, а вслед за ней и ноги разлетятся в разные стороны. Особенно отрываются женщины, демонстрируя самое сокровенное, что спряталось у них в белоснежной пене кружев. При этом они так визжат, будто за ними гонится полк солдат, готовый их немножко пощипать за эти самые сокровенности. Что это? Это — жизнерадостный и вульгарный канкан.

Случилось это 21 октября 1858 года, когда в театре «Буфф Паризьен» композитор Жак Оффенбах представил зрителям свой первый опереточный шедевр — «Орфей в аду». Именно в тот день родился новый театральный жанр — оперетта, а вместе с ней и новый танец.

Канкан обрушился на зрителей в финале «Орфея». Сам композитор назвал этот эпизод «вакханалией богов», когда небожители под бойкую, наступательную мелодию прыгали по сцене в бешеном галопе. Как оказалось, олимпийские боги тоже любят вкусить от греховных услад, а тот танец, что они отплясывали, кипел и пенился эротикой. Тогда канкан исполнялся несколько иначе, чем впоследствии, танцовщицы шли бурлящей шеренгой не на зрителя, а друг на друга. Выдержать подобное энергетическое наступление артистов было непросто.

Правда, в день премьеры публика новым зрелищем не вдохновилась. Стремительные ритмы, в которых слышались темы надвигающегося XX века, пока еще настораживали. А официальная критика разгромила и Оффенбаха, и его канкан, причислив танец к разряду непотребных.

Впрочем, по этому разряду шли все танцы, пользовавшиеся популярностью у масс. Вальс, танго, рок-н-ролл, твист... в разные времена получали столь же обидные определения. Что касается канкана, то этот танец начал пробиваться к жизни намного раньше театрального рождения в оперетте Оффенбаха.

В середине XIX века огромной популярностью в Париже пользовались увеселительные Сады, или как их называли Балы, разбросанные по территории Монмартра. Это были целые кварталы развлечений с разнообразными аттракционами, эстрадой, с открытыми и закрытыми танцевальными залами. Здесь собирались сутенеры, проститутки, продавщицы, рабочие, артисты, художники, искатели приключений из высшего общества. Здесь смешивались запахи пота, дешевых духов и горячего желания. Здесь было вульгарно, грязно, но весело. Ночи напролет посетители крутились тут в алкогольных и танцевальных хороводах, а первенство среди танцев занимала кадриль. Из нее и вышел канкан. Задранная кверху нога и ломовой топот ног — элементы той простонародной кадрили, когда женские юбки вздымаются до подбородка и горячая плоть открывается голодному взору мужчины.

Оффенбах, словно художник-ювелир, огранил этот грубый танец, придав ему скорость, ритм, шик, и в таком виде вывел на театральные подмостки.

А потом, вплоть до сегодняшнего дня, парижская жизнь без канкана стала уже немыслимой. Канкан стал главной приманкой самого знаменитого парижского кабаре того времени «Мулен Руж», которое открылось 5 октября 1889 года на Пляс Бланш.

Два антрепренера — Шарль Зидлер и Жозеф Оллер — были убеждены, что именно здесь, а не в центре Парижа, можно заработать неплохие деньги. Их расчет оказался верным. «Мулен Руж» вскоре стал самым популярным местом на Монмартре, настоящей фабрикой развлечений, предлагавшей своим посетителям разнообразные зрелища: танцы, карусели, тиры.

В. Котыхов

Чемпионат Европы по парным танцам начнется завтра!

Читать

29 марта
Во Франции стартует Чемпионат Европы по парному танцу. далее
Из истории обуви

Читать

29 марта
В Древнем Египте обувь делали из папируса. Ее могли носить только фараон и его приближенные, потому что стоили такие сандалии слишком дорого. далее
Zumba Fitness

Читать

10 марта
Cтиль Zumba включает в себя танцевальные и спортивные движения далее

Зарегистрироваться

Вы уже зарегистрированы?  ВОЙТИ