При дворах королей и феодалов проводились рыцарские турниры. Они, как правило, посвящались победителю турнира, а награду он получал из рук первой дамы королевства. Турнир заканчивался балом. На балах исполнялись променадные танцы-шествия. В конце бала исполнялся танец с факелами. В первой паре обычно шёл рыцарь — победитель турнира.
Эстампа.
Самый модный танец XIV века был «эстампа». «Эстампиды» танцевали в парах, иногда втроём: два кавалера и одна дама или один мужчина вел двух дам. Танцующие двигались вперёд, назад, исполняя невысокие прыжки и подскоки.
Придворные танцы средневекового периода ещё называли бассдансами. Это были низкие танцы, т. е. беспрыжковые. Их называли прогулочными танцами-шествиями. Расцвет прогулочных танцев выпадает на XV век. Название «низкие» было вызвано характером шагов танцующих.
На стиль и манеру исполнения средневековых танцев влияли художественно-стилевые направления той эпохи. Романский стиль господствовал с X по XII века. Он отражал суровость, тяжеловесность, громоздкость. Бассдансы тоже мрачны, тяжеловесны, но одновременно они торжественны.
Готический стиль (XII-XV вв.) тоже оказал большое влияние на форму, силуэт одежды, обуви, головного убора. Остроконечные, замысловатые, изогнутые линии костюма, узкие и длинные одежды, конусообразные шляпы оказали влияние на танец, манеру его исполнения. При исполнении поклонов в танце кавалер изысканно снимал шляпу, описывал ею в воздухе восьмерку, прикладывая её во время поклона к груди.
Во время междуяствий танцевали технически достаточно сложный, бурный танец мавританского происхождения — мориску.
Обычно танцы могли объединяться. Например, эстампиды или бассданс с салтареллой, павана с гальярдой, курантой. Но самая большая популярность выпала на долю дворцового бранля и танца вольта, в которых танцующие слегка кружились в парах по залу.
Танцы эпохи Возрождения.
Эпоха Возрождения — это период огромных изменений в области экономики, науки, культуры и искусства. Новое время выдвигает свою эстетическую программу, в которой главное — это человек, его разум, его место в жизни, его красота.
В эпоху Возрождения большое место занимают развлечения, устраиваются всевозможные балы и маскарады. В моде такие танцы, как гальяр-да, вольта, павана, куранта, сарабанда, салтарелла. В них танцующие выстраиваются строго по рангам. Самым популярным танцем была павана. Танец имел законченную композицию. Фигуры следовали одна за другой с начала музыкальной фразы. Музыка была очень торжественной, медленной. Иногда под музыку паваны знатную невесту провожали в церковь, встречали и провожали гостей.
Придворная павана исполнялась одной или двумя парами. Сначала шла пара — король и королева, затем принцы или знатные феодалы. Кавалеры во время танца надевали шляпу, были в перелинах и при шпагах. Дамы в тяжёлых платьях со шлейфом, который не поднимался от пола. Шлейф королевы несли самые знатные дамы королевства. В каждой стране манера исполнения танца имела свои особенности. Например, во Франции не допускалось исполнение прыжков и оживлённого темпа. Павану танцевали плавно, медленно, скользя по полу грациозными шажками. В Италии темп танца был несколько живее, более раскован, с маленькими прыжками. Дама танцевала с опущенными глазами и только иногда роняла взгляд на своего кавалера.